На базе Арктического института культуры и искусств в Якутске работает лаборатория комплексных геокультурных исследований Арктики. В феврале состоялись лекции руководителя лаборатории, доктора культурологии, известного урбаниста Дмитрия Замятина и мастер-классы сотрудника лаборатории, фотографа и куратора Арктической биеннале Софьи Гавриловой. В перерывах между семинарами они ответили на вопросы ЯСИА.
— Дмитрий Николаевич, существует мнение, что наш город мало отличается от других сибирских городов, у него нет своего лица, колорита. Что можно сделать для того, чтобы эти представления изменились?
— Спасибо за вопрос, он актуален для очень разных городов, расположенных за Уралом, и для Якутска в том числе. Основная проблема — это, конечно, отсутствие ярко выраженного образа. Причем это связано не только с тем, что в экстремальных условиях трудно создавать оригинальные районные и городские планировки, поддерживать городской ландшафт. Трудности эти понятны и в условиях 21 века вполне разрешимы. Самое главное, чего, как правило, не хватает для достижения ярких образов городской среды, – воображения. Это важно для любой страны, любого региона, любого города. Мы должны актуализировать свои знания, понимая, что можно преобразить наши города собственными силами.
Якутск имеет благоприятные основания для того, чтобы изменить свой имидж. Каждый раз, когда бываю в столице республики, замечаю, что здесь живут интереснейшие люди, проходят масштабные события, но сам город не обладает особенной спецификой. Здесь стандартная архитектура, стандартная планировка. При этом наличие вечной мерзлоты могло бы, между прочим, стать своеобразным брендом, несомненной “изюминкой”, которая поставила бы Якутск в ряд мировых городов, имеющих свой уникальный, неповторимый облик. Этот образ может быть представлен в архитектуре, скульптуре или специфическим построением самого городского ландшафта.
— Этим летом, в дни празднования национального праздника Ысыах, пройдет II международная конференция “Города и люди”, в ходе которой особое внимание будет уделено вопросу развития северных городов. Какой, на Ваш взгляд, должна быть стратегия развития городов, расположенных в арктической зоне?
— Отрадно, что на конференции прозвучат вопросы, связанные с геокультурным брендингом, ведь именно культура и географические особенности отдельных городов определяют их образ и имидж. Якутск может стать примером того, как город, находясь в зоне экстремальных условий, способен позитивно себя представить, показать, как строятся представления о городе привлекательном, создающим и воспитывающим новые культурные ландшафты Арктики.
Очень важно, что администрация Якутска формирует новое видение урбанистической политики, основанной не просто на экономических или технологических инновациях, а на том, что именно культурные и символические особенности могут стать тем локомотивом, который покажет город на вечной мерзлоте в новом свете.
— Как бы Вы обозначили в нескольких словах образ Якутска?
— Якутск — это душевная теплота Арктики.
“Якутск может позиционировать себя культурной столицей Арктики,” – присоединяется к разговору Софья Гаврилова, куратор Арктической биеннале.
— Софья, расскажите, с чего началось Ваше знакомство с Якутией?
— В 2008 году я приехала сюда в составе студенческой экспедиции вместе с картографами и лингвистами. Мы тогда объездили большое количество деревень, и, наверное, с этого началась моя большая любовь к республике, у меня появилось много новых коллег и друзей. А в 2009 году состоялась моя поездка в Якутию уже как художника. Мы делали серию снимков для одного предприятия в Алдане.
— Как у Вас появилась идея о проведении Арктической биеннале?
— Эта идея нам с Дмитрием Николаевичем пришла одновременно, так как мы оба заинтересованы в современном искусстве и разных междисциплинарных практиках. Биеннале задумывалась как проект лаборатории для привлечения художников в исследовательский процесс.
— Что бы Вы пожелали молодым художникам?
— На самом деле, пожеланий много. Я говорила сегодня студентам Арктического института, что очень завидую их смелости, ведь мне её как раз и не хватило, чтобы первое образование получить художественное или культурное. Во-первых, я бы пожелала не бояться экспериментов, не бояться говорить, пробовать, ошибаться. И, во-вторых, скромности, умения слушать других и мир вокруг.