Вера Кузакова: Более 30 тысяч якутян переедут из аварийного жилья

5371

Министр архитектуры и строительного комплекса Якутии Вера Кузакова рассказала ЯСИА о перспективах реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья, а также о том, какие результаты уже достигнуты и как районы справляются с переселением.


— Вера Алексеевна, федеральная программа по переселению граждан действует в Якутии с 2012 года, с какими результатами мы завершаем 2016 год?

— Как вы знаете, в данную программу включены дома, признанные аварийными до 1 января 2012. Чтобы представить масштабы – это около 1700 многоквартирных домов по Якутии, площадью в 490 тысяч квадратных метров. У нас вторая по величине площадь аварийного жилья среди регионов России. Первую строчку занимает Иркутская область, где в программу включено 573,6 тысяч квадратов.

На сегодня в республике выполнено 55% от общего объема программы, из аварийного в новое и благоустроенное жилье заселились около 20 тысяч якутян.

— Остается не так много времени, успеем ли завершить программу в срок?

— Срок уже подходит, но задел есть – по программе сейчас строятся 178 жилых домов, они находятся в разной степени готовности.

Процесс переселения разбит на индикаторы по четырем этапам. Первые два у нас выполнены. Третий этап составляет 113 тысяч квадратных метров жилья, он реализован на 80%, оставшийся объем придётся на первый квартал этого года. На четвертом этапе мы должны расселить 158 тысяч квадратов. То есть последние два этапа у нас идут параллельно.

— Как в целом идет процесс строительства новых домов для переселенцев?

— Со стороны Минстроя Якутии до конца января должны быть доведены лимиты бюджетных обязательств до муниципальных образований. Главам необходимо проконтролировать застройщиков, чтобы те своевременно закупили все стройматериалы и завезли их в феврале-марте, особенно это касается арктических и северных улусов.

Для успешного завершения программы с марта по июнь строительство нужно вести ударными темпами. К августу планируется завершить все строительно-монтажные работы и приступить к вводу в эксплуатацию, чтобы к 1 сентября заключить все договоры между муниципалитетами и гражданами.

— Если смотреть в разрезе муниципальных образований, то, наверное, есть лидеры и аутсайдеры по выполнению программы.

— Безусловными лидерами являются городской округ Жатай и Таттинский улус, которые уже завершили программу в полном объеме. В числе успевающих — Сунтарский, Томпонский, Хангаласский и Чурапчинский районы.

Есть, конечно, муниципалитеты, которые задерживают программу еще с 2014 года. Это Нюрбинский и Верхневилюйский улусы, поселки Чернышевский и Сангары.

Сложнее ситуация — в Нерюнгринском районе, на который приходится треть от всей площади аварийного жилья по республиканской программе. В частности, в городе Нерюнгри застройщик ООО «Унипур» не сдал два 9-этажных дома. Для выполнения своих обязательств по переселению местные власти решили перейти на второй способ переселения, который предусмотрен механизмом программы, — приобретение квартир на вторичном рынке жилья.

— То есть вторичное жилье тоже может быть использовано для переселения граждан из аварийного жилья?

— Да, в целом программа предусматривает три способа расселения – строительство нового жилья, выкуп квартир на вторичном рынке, денежные компенсации собственникам. У нас преимущественно используется первый способ, так как рынка недвижимости в районах практически нет. К тому же обновление жилфонда, особенно на сельских территориях, имеет важное социально-экономическое значение.

В своем недавнем интервью Сергей Степашин заявил, что Якутия предоставила некорректные данные о ходе программы. Прокомментируйте, пожалуйста.

— Такие факты действительно были установлены – недостоверные данные представили поселок Усть-Мая и Олёкминский район. Но обратите внимание, что треть регионов предоставила недостоверные отчеты. В случае с Якутией муниципалитеты не соблюли формальную часть – дома построены, люди переселены и в них живут, но договорных отношений с гражданами нет. То есть Усть-Мая и Олекминск своевременно не успели заключить договоры надлежащим образом, но поспешили сдать отчеты.

Однако нарушение есть нарушение, поэтому в качестве санкций в отношении данных муниципалитетов вынесено требование о возврате 500 000 рублей из ранее профинансированных средств. Дело в том, что по требованиям Фонда содействия реформированию ЖКХ переселение считается состоявшимся, когда у гражданина на руках есть договор социального найма.

— Два года назад застройщики жаловались, что строить им нерентабельно, так как низкая цена за квадратный метр. Как сейчас обстоят дела?

— Скорее всего, речь идет о Якутске, так как стоимость квадратного метра по программе утверждается по районам и городским округам. В 2013 году стоимость квадратного метра в столице для переселения из аварийного жилья составляла около 48 тысяч рублей на каменное жилье, тогда как рыночная стоимость находилась на уровне 70 тысяч рублей за квадрат. Естественно, такой ценовой перекос непривлекателен для застройщика.

При этом не в полной мере были учтены затраты застройщика на приобретение земельного участка. Поэтому после пересмотра цен стоимость жилья, применяемая для расчетов по программе переселения Якутска, сегодня составляет 64-66 тыс.руб/кв.м. для каменного и монолитно-каркасного строительства. Эта обоснованная стоимость, которая покрывает все реальные затраты на строительство.

К тому же во время экономического кризиса в 2014-2015 годах сыграли законы рынка, когда спрос на недвижимость упал. И застройщики, учитывая новые условия, стали заинтересованы в строительстве жилья по госпрограммам.

Какая доля аварийного жилья не вошла в действующую программу и есть ли необходимость ее продолжить на федеральном уровне?

— Сейчас наше министерство ведет работу по включению в реестр объектов жилфонда, признанного аварийным после 1 января 2012 года. По представленным районами данным, его объем составляет более 1 миллиона квадратных метров. Это в разы превышает показатели действующей программы. Поэтому без федеральной поддержки не обойтись. Считаю, что программу необходимо продолжить.

— Какие коррективы необходимо ввести в случае продолжения программы?

— Все зависит от того, какой механизм будет заложен в основу. На федеральном уровне сейчас обсуждается новая финансовая модель программы. На стадии разработки находится проект федерального закона, который должен определить новые подходы к расселению аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2012 года.

Условия действующей программы не совсем применимы для большей части республики. С учетом бюджетных процессов некоторым районам довольно трудно вовремя профинансировать и успеть доставить стройматериалы при ограниченных сроках завоза через автозимники.

Но уже сейчас надо вести подготовительную работу. Муниципальным образованиям рекомендуется заблаговременно разработать проекты планировки и межевания территорий, сформировать или зарезервировать земельные участки под строительство новых жилых объектов.