Виталий Андрианов: Жить дольше ста

1586

Государственная газета «Якутия» становится бесплатной и радикально увеличивает тираж. Главный редактор издания Виталий Андрианов в открытом письме своим читателям объясняет, почему они не должны платить за социально значимую информацию  дважды и как сделать по-настоящему народную газету в Якутии.


Уважаемый читатель! В следующем году газете «Якутия» исполняется 100 лет. Мы не хотим, чтобы газета пришла к этой серьезной дате в образе дряхлого очевидца старины глубокой, который мечтает только отпраздновать юбилей и, тихо зачахнув, уйти в тишину пыльных архивов и покой библиотечных стеллажей. Нет, мы хотим, чтобы «Якутия» жила дальше, а к юбилею подошла бодрой и свежей, сильной и обновленной!

С января следующего, юбилейного для нас года, «Якутия» поменяет свой формат. Примерный образец новой газеты вышел в пятницу, 23 сентября. Это специальный выпуск, посвященный дальневосточному гектару. Его тираж 57500 экземпляров – самый большой на сегодняшний день  в Якутии. И распространяется газета бесплатно: в Якутске и в улусах республики. Почему так?

Государственные СМИ финансируются из бюджета. То есть за счет налогоплательщиков. За газету «Якутия» жители республики и так платят из своего кармана. При этом, следуя устаревшей традиции и продавая наши газеты, мы заставляем своих подписчиков платить за эту газету еще раз.

Мы знаем, что эти деньги даже близко не покроют затрат на издание газеты. И искусственно стимулировать такую подписку, значит, просто множить  убытки.  Честно ли это по отношению к людям, которые платят налоги – так нерационально расходовать их деньги? Честно ли это по отношению к тем, кто, покупая нашу газету в магазине или оформляя на нее подписку, фактически платит за нее дважды? Давайте признаемся: те, кто настаивает на том, чтобы газета распространялась  через торговые точки и подписку, хочет, чтобы мы обманывали своих читателей.  И не только их. Продавать сегодня газету – значит, обманывать самих себя. Содержание самой системы подписки и розничной продажи газеты обходится нам едва ли не дороже, чем все, что мы с нее получаем.

Заплатив налоги, наш читатель уже оплатил свою газету и имеет право получить ее без дополнительных условий. Более того, в век интернета и сотен телевизионных каналов, когда информация в принципе стала бесплатной,  у нас просто нет разумных экономических  аргументов, чтобы заставить людей платить за эту же информацию в газете, пусть даже и самой интересной.

Вы скажете, что доставка бесплатных СМИ большими тиражами все равно требует средств. Правильно, но продать газету в розницу или по подписке стоит гораздо дороже, чем раздать бесплатно, пусть даже и воспользовавшись услугами той же почты.

Я помню, как еще лет 15 назад Леонид Левин увлеченно рассказывал студентам о своем успешном опыте создания газеты бесплатных объявлений, о том, что платное распространение мешало добиться необходимого для эффективности размера тиража. «Якутия» — не газета объявлений, но газета, которая работает с социально значимой информацией. Для нас еще важнее, чтобы изживший себя принцип «заплатил – получил газету» не стоял на пути эффективности, для достижения которой необходима максимальная доступность для читателя.

Проблема снижения тиражей стоит не первый день, этот процесс начался давно. И обсуждение проблемы идет не первый год на профессиональных медиа-форумах, издательских дискуссионных площадках. Один из озвученных вариантов: не гнаться за охватом и тиражностью, а повышать статусность издания.

Давайте попробуем представить себе такую «статусную», «интеллектуальную» газету: тираж 3 тысяча экземпляров, каждый номер стоит сто рублей, ее покупают люди определенного – высокого — социального статуса, и они эту газету даже не читают – достаточно просто держать ее в руке или на столе, чтобы продемонстрировать свою принадлежность к определенной группе, «клубу». А дальше остается сотрудникам редакции раздать золотые значки с логотипом, запонки с алмазами и надеть белые перчатки. И будет в чистом виде элитарное издание для элиты и ради элиты, ну, или печатный орган кружка любителей старины «Мой любимый XX век». Кому-то такой вариант может очень понравиться и покажется выгодным. Но этот кто-то  должен подумать, прежде всего, о жителях Якутии, которым нужна своя газета.

 

Появление бесплатных государственных газет – это шаг, важный не только для государства, но и для якутян. Газета с тиражом, достигающим 100 тысяч экземпляров – это настоящая общественная трибуна. У людей наконец-то появляется возможность реально обсуждать важные для них вопросы. Газета с таким тиражом – это уже не междусобойчик, где власть за государственный счет пишет то, что считает нужным. Это публичная, общественная площадка, ее работа на виду у всей республики, и каждый житель может ее оценить и воспользоваться ее плодами.

Мы понимаем, что многие представители журналистского цеха воспринимают бесплатные газеты больших тиражей негативно. Оно и понятно. Появление таких СМИ радикально меняет роль журналиста в нашей республике. Одно дело, когда ты пишешь для пяти тысяч человек, а другое, когда ты знаешь, что твои публикации увидит вся Якутия. Это огромное влияние. Но это и колоссальная ответственность. В таких условиях халтура не пройдет. Каждая строчка теперь будет на виду. И поэтому в своей газете мы будем бороться за качественное содержание. Уже сейчас мы запускаем специальные проекты по социально-значимым темам. «Гектар» — первый из них. Впереди – долгоиграющие темы, посвященные жизни якутских улусов, культуре и национальным традициям Якутии, медицине, образованию, промышленности республики, людям труда. На работу над этими проектами мы бросим наши лучшие журналистские силы. Мы уверены, что благодаря большим бесплатным тиражам наши газета «Якутия»» получит  вторую, новую жизнь. Это будет по-настоящему народное издание, реальное достояние всех жителей нашей республики.

Прокопий Бубякин, заместитель главного редактора газеты “Саха сирэ”:

— Я уже несколько лет занимаюсь организацией подписных кампаний изданий нашего холдинга — объездил практически все улусы республики. Со своими читателями встречался в сельских клубах, совершал подомовой обход, общался с домохозяйками и домохозяинами.

Замечаю, что люди всех возрастов активно пользуются смартфонами и другими гаджетами. Например, мой тесть, который еще два года назад сердился при одном упоминание о том, что нужно что-то прочитать в WhatsApp, сейчас сам частенько им пользуется, чтобы отправить фото и видео.

Даже в тех селах, куда не пришел еще быстрый интернет, люди умудряются читать информацию, вставая для этого в пять утра, когда сеть не нагружена.

Распространяемый в соцсетях контент очень часто бывает низкого качества и содержит откровенную ложь, зато он бесплатный. Поэтому я поддерживаю реформы Ил Дархана и руководства холдинга «Сахамедиа» по интернетизации государственных СМИ. Это позволит обеспечить качественным мобильным контентом всех жителей республики.

Мне коллеги из частных издательств постоянно говорят, что государственные СМИ им напоминают райские островки счастья, где всегда тепло и уютно. Но в мире нет ничего постоянного, и любую тихую гавань может разрушить сильный шторм. Не надо быть мужиком, который ждет грома, чтобы перекреститься. Для нас в первую очередь важен читатель, чтобы удержать его внимание, нужно идти на неординарные меры.

Бесплатные газеты, как и бесплатная медицина или бесплатное образование, – это серьезный и смелый шаг, который многие могут начать критиковать. Но пятидесятитысячный тираж против сегодняшних десяти тысячи – внушительный аргумент. Каждый журналист хочет, чтобы его тексты читало как можно больше людей. Тысяча хорошо, а десять тысяч — лучше, сто тысяч – супер! Возможно, это ударит по подписке других газет: сложно продать «эскимо», когда рядом его раздают бесплатно. Но что поделать, таковы принципы конкуренции.

Спешу успокоить, знакомый нам бумажный формат газеты не исчезнет! Как и раньше читатели будут наслаждаться любимой газетой. Теперь в нее будут входить лучшие и наиболее интересные материалы, не зависящие от времени и интересные даже через полгода.

Я считаю себя журналистом эпохи бумажной газеты и всегда буду болеть вместе со своими коллегами за будущее национальной печати. Все эти годы я призывал якутян подписываться на «Саха сирэ»: иногда получалось легко, иногда — со скрипом.

Теперь же я искренне рад, что наша газета дойдет до каждого человека, независимо от его социального статуса и финансовых возможностей.

Николай Борисов, корреспондент ЯСИА:

Ирина Мартынова, корреспондент газеты «Якутия»:

Рудольф Сахаров, корреспондент газеты «Якутия»:

Вячеслав Шушурихин, корреспондент газеты «Якутия»:

Надежда Самсонова, редактор приложения «Эдэр Саас»:

Иван Ксенофонтов, один из основателей газеты «Саха сирэ»: