Якутская ГРЭС-2 в последнее время на слуху. Станция работает уже полгода и, казалось бы, с её вводом надежность подачи электроэнергии должна повыситься. Но мы слышим о частых отключениях, а порой и вовсе наблюдаем незапланированные ситуации, когда без света остаются не только отдельные квартала Якутска, но и целые районы республики. Всё это порождает различные слухи. В начале апреля «Якутскэнерго» пригласило журналистов на новую станцию. Экскурсию провел директор ЯГРЭС-2 Руслан Исхаков.
Главное — надежность
Вопрос о строительстве в Центральном энергорайоне Якутии второй ГРЭС поднимался ещё в 80-х годах прошлого века. Республика переживала тогда бурный промышленный рост, как грибы росли заводы, только что был запущен гигант ДСК, причем это было только частью ещё более грандиозных планов, которые уже начали тормозиться из-за дефицита электроэнергии…
Немаловажным был и фактор повышения надежности энергоснабжения потребителей.
После произошли известные события — развал СССР, закрытие большинства промышленных производств в центральных районах республики, которые и вовсе надолго сняли проблему недостатка энергомощностей.
Но вопрос обеспечения надёжности никуда не ушел, напротив, он вышел на первый план. Что и показали аварии на энергообъектах посёлка Депутатского в 1993 и 2001 годах, когда посреди зимы из населённого пункта приходилось эвакуировать всех детей до 11-класса. Тревожные звонки не раз раздавались и на Якутской ГРЭС. К счастью, пронесло.
Руки до строительства новой станции у государства дошли только во втором десятилетии нового века. В декабре 2011 года вышло решение правительства РФ о строительстве в Якутске ГРЭС-2.
Выбор турбин
Большие споры у специалистов вызвал выбор газотурбинных установок ГРЭС. Имеющиеся в своё время компетенции в производстве собственных промышленных ГТУ страна потеряла. К украинским производителям обращаться побоялись (и правильно), в итоге выбирали между Германией, Южной Кореей и США.
Собственно, самые высокоэффективные, экономичные и проверенные временем газовые турбины сегодня выпускает американская General Electric. В итоге остановились на LM 6000 PF от этой компании. Линейка разработана на базе авиационного двигателя, активно эксплуатируется в мире и в российских городах — Владивостоке, Астрахани и других.
Интересно то, что сами турбины вывозили из США уже во время введённых после крымских событий санкций. Их не развернули обратно только потому, что контракт на поставку был подписан ранее.
На месяц раньше
Официально считается, что первая очередь Якутской ГРЭС-2 была принята в эксплуатацию 1 ноября 2017 года. Но, по сути, свой первый ток потребителям она дала на месяц раньше, в октябре, когда после пожара на одной из резервных ГТУ остановилась ЯГРЭС.
Сегодня на станции работают четыре ГТУ первой очереди, выдавая в общем 193,5 МВт электрической мощности, и тепловой – 469,6 Гкал/ч. К слову, это не так много, старая ЯГРЭС с восемью основными и четырьмя вспомогательными турбинами имеет мощность в 368 МВт.
Увеличение производительности ЯГРЭС-2 связано со строительством второй очереди и вводом новых ГТУ. В данное время под вторую очередь выделена и отсыпана рабочая площадка. О последующих работах компания пока не говорит, судя по всему, они заморожены до лучших времён…
Заметим и то, что ГРЭС-1 и ГРЭС-2 — это одна структура с одним руководителем и главным инженером. На них в общем работают 435 человек.
Экскурсия с директором
Что сразу же бросается на станции в глаза – чуть ли не стерильная чистота и отсутствие людей в огромном производственном цеху, где расположены основные агрегаты.
По словам директора ЯГРЭС Руслана Исхакова, вся рабочая смена состоит из 17 человек. В основном из операторов, наблюдающих за работой всей станции на мониторах. Они сидят за пультами, на которые выходит информация о работе агрегатов. Все рабочие процессы на Якутской ГРЭС-2 автоматизированы.
Подспудно ищешь глазами, а где же здесь привычные деловитые мужики в промасленных спецовках или лежащая в углу кувалда и ведро с болтами. Ничего такого нет.
Собственно, таковой и должна быть картина нового технологического уклада, победно шагающего по развитому миру.
«Мы хотели провести экскурсию и проинформировать о современном оборудовании одного из самых важных объектов, построенных в последнее десятилетие. Показать, что оборудование работает, есть мощный коллектив, способный управлять станцией», — объясняет цель пресс-тура Исхаков.
Для беспокойств повода нет
Сразу задаю вопрос о том, что волнуют различные ватсап-группы, действительно ли закупленные в США турбины — это бывшие в употреблении авиационные моторы? Правда ли то, что турбины не приспособлены к нашим северным условиям, из-за чего происходят постоянные поломки и перебои с подачей электроэнергии.
Исхаков расставляет всё по местам: газовые турбины — новые, с завода, промышленные, к авиационным отношения не имеют, с гарантийным обслуживанием и поставкой расходных материалов. Сама фирма «Дженерал Электрик» имеет представительство в Москве, и её специалисты приезжают по первому вызову.
«Каких-то аварийных ситуаций на ЯГРЭС-2 с момента запуска станции не было. За полгода работы было только пять технологических нарушений, в ходе которых автоматика отключала турбины. Это нормальный процесс, и у нас гораздо меньше технологических нарушений, чем на любой другой станции. Тем более, что энергообъект новый, он очень сложный, и в начале эксплуатации всегда происходит точечная доработка всех узлов и механизмов. При этом причины отключений ни разу не повторялись», — отметил директор.
Станцию надо развивать!
По словам Исхакова, в данное время, даже на пике зимних максимумов энергопотребления, обе станции — старая и новая, суперсовременная — работают с профицитом энергомощностей. Но новую станцию всё равно надо развивать и обязательно решать вопрос о строительстве второй очереди ГРЭС-2.
Мощности старой станции будут поэтапно выводиться из эксплуатации, а на их замену встанут новые — более экономичные, энергоэффективные и экологичные турбины.