Дети якутского балета: через тернии к звездам

3837

Восьмилетняя Танечка Попова старательно тянет носок, сидя на шпагате. Видно, что ей больно, но она улыбается. Девочке теперь часто предстоит улыбаться сквозь слезы, ведь плачущих балерин не бывает. Все должно быть легко и непринужденно, и никто не должен догадываться, как ты достиг такого полета, такой грациозности.


Мы побывали в гостях в Якутском хореографическом колледже имени Аксении и Натальи Посельских и воочию убедились, что балет – это тяжелый ежедневный труд.

«Я не знаю, кто такая LiL Di»

— У меня пока шпагат не очень хорошо получается. Первая позиция тоже, поэтому надо еще над выворотностью поработать, — говорит Таня Попова, ученица 1/2 класса колледжа.

Двойное обозначение – это потому, что здесь дети осваивают сразу две программы – общеобразовательную и хореографические дисциплины. С утра они сидят за школьными партами, потом постигают азы балетного искусства за станком, на гимнастическом коврике. Кстати, в Якутском колледже помимо классического преподают народные, северные и бальные танцы. А с первого курса учат искусству жонглирования, есть уроки каучука. По велению времени здесь готовят универсальных артистов. Выпускники могут не только в балете танцевать, но и работать в балетной труппе цирка, театрах народных танцев.

Тане-маленькой пока не очень хорошо удается поднимать ногу на 180 градусов. Но благодаря таким преподавателям, как Гульнара Дулова, у нее все получится

Любимые предметы второклассницы Тани-маленькой (в колледже учатся две Тани Поповы – большая и маленькая – прим. авт.), по ее признанию, русский, английский, якутский и французский языки. А из хореографических дисциплин ей нравится гимнастика.

— Но тебе же бывает больно, когда растяжку делаете, на шпагат садитесь…

— А что делать? – не по-детски мудро вопросом на вопрос отвечает девочка. – Зато потом будет легко. Сегодня больно, а завтра уже нет.

— А ты плакала здесь, в колледже?

— Один раз, когда по маме сильно соскучилась, — тихонько признается Таня.

Хотя она городская, живет в интернате, потому что ездить далеко. Учатся дети допоздна и порой ни сил, ни времени не хватает, чтобы добраться домой.

— Учителя тут строгие, ругают вас?

— Да, строгие, — улыбается юная балерина, — но ругают редко. Обычно когда я что-то не понимаю или плохо тянусь.

— Ты бы хотела танцевать современные танцы, хип-хоп, например? Быть как знаменитая Диана LiL Di.

— Я не знаю, кто она такая, — смущается Таня. – Если танцевать современный танец, то такой, какой наши старшие танцуют, – квартет «Даймонд».  А так мне нравятся «Баядерка», «Белоснежка», «Золушка».

— Кем ты мечтаешь стать?

— Конечно, балериной! – моя собеседница смотрит на меня удивленно. – Вырасту и стану, как Майя Плисецкая!

Балет как вид спорта

Первоклашки в трико щебечут в классе. Рассказывают о том, как ходят на спектакли, о занятиях, о своей жизни. Саша Павлова из Чурапчи говорит, что мама у нее работает в детском саду, а папа таксист. А она не представляет своей жизни без балета. По секрету девочки поделились, что мальчишки адаптируются к балетной жизни гораздо хуже. Их, что вполне понятно, не стимулируют мечты о красивых нарядах и блеске сцены, да и сложности обучения мальчиков больше пугают, чем девчонок. Поначалу они не так старательно занимаются, стесняются танцевальных лосин.

Без серьезной физической подготовки в балете никак. Особенно мужчинам

Десятилетний Саша Стрекаловский, которого сюда привела бабушка, говорит, что балет — это как спорт. И действительно, если посмотреть на учебную нагрузку танцовщиков со стороны, некоторые спортивные тренировки и рядом не стоят с занятиями в танцевальном зале. Серьезный подход к хореографии требует интенсивных занятий. Каждый день по несколько часов физических нагрузок: классический, народно-сценический, современный танец, ритмика, гимнастика. К ним добавляются актерское мастерство, уроки грима, много теоретических предметов: история балета, история театра, мировая художественная культура, психология. В обязательном порядке дети изучают и программу музыкальной школы, учатся нотной грамоте и осваивают игру на фортепиано. Кроме того, после занятий, которые в младших классах длятся с 8.30 утра до 14 часов дня, а в старших до шести вечера, дети проходят учебную и производственную практику, участвуют в постановках Театра оперы и балета, а значит, практически каждый вечер репетируют или выходят на сцену.

Все это накладывается на уроки по общеобразовательным дисциплинам, которые, конечно, для будущих артистов балета никто не отменял.

 Равнение на звезд

Имя второй Тани – большой уже известно многим ценителям балетного искусства. Она в составе квартета «Даймонд» выиграла престижный хореографический конкурс, сейчас готовится к «Дельфийским играм», которые пройдут в апреле в Тюмени. Танцует партию Терезы в «Привале кавалерии».

Татьяна Попова после окончания колледжа планирует уехать из Якутии — штурмовать российские подмостки

В колледж будущая звездочка поступила по здешним меркам поздно – в 13 лет. До этого училась в Намской школе и параллельно в детской музыкальной. Преподаватели колледжа впервые заметили одаренную девочку во время конкурса «Новые имена», потом Татьяна прошла отбор. Танцует она сколько себя помнит и всегда мечтала стать балериной.

— Сложно стоять на пуантах?

— Очень! Я год этому училась. С непривычки ноги болели.

— А знаменитые 32 фуэте крутишь?

— Да, его многие здесь умеют делать, но главное — отточенность элемента.

Перед каждым выступлением балетные тщательно готовят ноги – разогревают их, девушки бинтуют пальчики лейкопластырем, чтобы не стерлись в кровь на пуантах. Между выступлениями, на репетициях обязательно носят теплые гетры или специальную обувь. Пуанты стоят недешево. Например, у Тани американской фирмы, она их приобретает в среднем за 8000 рублей, в год нужно как минимум две пары.

Ребята всегда носят с собой нитки с иголкой, чтобы подшивать тапочки, а девочки пудру, чтобы маскировать затертости пуант

— Ты сидишь на диете?

— Нет, но стараюсь не наедаться сильно, ограничиваю себя в сладком и мучном, хотя обожаю конфеты.

Преподаватели ругают девочек, если узнают, что они изнуряют себя жесткими диетами. Но многие тайком умудряются сидеть на одной воде и овощах неделями. Ведь выговаривают им за лишний вес тоже.

— Как ты успеваешь готовиться к ЕГЭ, если до позднего вечера репетиции? Ведь экзамены уже скоро.

— А у нас нет ЕГЭ. Здесь интегрированное обучение. После третьего курса мы получим специальность «артист балета».

— Повезло!

— Ну, да, — улыбается Татьяна. – Но, если я захочу продолжить образование, то есть получить высшее, наверное, придется сдавать экзамены.

— А ты хочешь?

— Пока нет. Конечно, думаю о том, что будет со мной после балетной карьеры. Наверное, это преподавание. Например, могу в наш Арктический институт поступить.

— В следующем году у тебя выпускной в колледже, где планируешь работать?

— Скорее всего, уеду из Якутска, например, в Новосибирск.

Таня рассказывает, что у нее нет мечты станцевать определенную партию, она хочет попробовать все – и классику, и современный танец. Сейчас она равняется на лучших выпускников колледжа – Сарыала Афанасьева, Юлию Мярину, Екатерину Тайшину. Но иногда представляет себя на месте именитых Ульяны Лопаткиной, примы-балерины Мариинского театра, и Натальи Осиповой, примы-балерины Михайловского театра и Лондонского Королевского балета. Кто знает, может, через несколько лет имя нашей Татьяны Поповой действительно будет греметь по миру наравне с их именами.


Перед тем, как уйти из колледжа, спрашиваю у девчонок, как понять, хорошо артист станцевал или нет. Они отвечают просто: «Все должно быть чисто». Вот эта чистота распространяется абсолютно на все: безупречно нужно выкручивать стопы и тянуть подъемы, делать прыжки и работать в паре, улыбаться, держать спину, выглядеть, безупречно нужно учиться. Как раз отношение к учебе – то, что выделяет воспитанников хореографического колледжа от обычных школьников. Они отдают себе отчет в том, что, если не стараться, не будет ни сцены, ни славы, ни денег.


Заветные пороги

Это не высокие слова. Балет — одна из немногих профессий, которая требует оставить за бортом все, не касающееся ее. В 7-8 лет мальчики и девочки приходят поступать в хореографический колледж. Здесь им предстоит первое испытание — отбор.

Оксана Абрамова

По словам Оксаны Абрамовой, преподавателя классического танца, в Якутский хореографический колледж отбор проходит не ежегодно, а только когда есть выпуск. Таким образом, следующий набор будет на 2017 — 2018 учебный год.

Будущая балерина или танцовщик должны быть узкокостными, стройными, иметь узкое колено, тонкую щиколотку, высокий подъем. Отношение роста стоя к росту сидя не должно превышать цифры 52 (это очень важный показатель). Мальчика или девочку просят присесть, разведя колени в стороны, что показывает подвижность тазобедренных суставов, так называемую выворотность. Также смотрят гибкость и форму позвоночника.

Вообще в балете свой язык. Например, шаг — это то, насколько высоко поднимается нога. И счастливчики, которые обладают от природы легким, хорошим шагом, имеют гораздо больше шансов поступить в училище. То же самое можно сказать про прыжок. Чем он выше (особенно у мальчика), тем лучше.

Бывают редкие исключения, когда дети с не очень подходящими данными столь трудолюбивы, талантливы и терпеливы, что со временем преодолевают природу. Так, например, родители Илзе и Андриса Лиепы ежегодно получали из училища Большого театра уведомления, что их дети переведены в следующий класс условно, потому что у Илзе слишком высокий рост, а у Андриса проблемы с весом…

Соискателей также обязательно осматривают врачи. Балет, как известно, это изнурительные физические нагрузки, справиться с которыми может лишь здоровый организм. Оксана Ивановна говорит, что совершенно здоровых детей сегодня почти нет. Потому приходится отбирать наиболее крепких.

Также дети проверяются на музыкальность и танцевальность. Предложив им двигаться под музыку, педагоги наблюдают и пытаются строить прогнозы относительно профессиональной пригодности. Ведь даже имея идеальные данные, можно не слышать и не чувствовать музыку, не уметь координировать движения, и тогда в балете делать нечего.


Таланты и поклонники

Студенты колледжа активно участвуют в международных, российских конкурсах, становятся их лауреатами.

Так, в августе прошлого года Зоя Дансарунова, студентка 1 курса, заняла второе место в Международном конкурсе классического балета и современных танцев в городе Тойота (Япония). Ангелина Сивцева, студентка 1 курса, стала стипендиатом фонда Галины Улановой. Такой чести удостаиваются ежегодно лишь четыре-пять человек со всей страны. В декабре 2015 года квартет «Даймонд», в составе которого студенты Айтал Ефимов, Татьяна Попова, Артемий Сеялов, Тупсууна Татаринова, заняли первое место во Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов. Это произошло впервые в истории якутского балетного искусства! Успехи студентов колледжа отметили также и здесь, в Якутии. По итогам 2015 года они стали победителями в номинации «Признание года» за лучшее достижение в области культуры и искусства Якутии.


Что ни имя – знаменитость! 

Когда идешь по коридорам колледжа и видишь таблички с именами педагогов, возникает ощущение, что читаешь программку балетной постановки. Что ни имя – знаменитость!

Наверное, нет ни одного просвещенного якутянина, который бы не знал имени заслуженного артиста РФ и РС(Я) Анатолия Ултургашева. Его знаменитые прыжки в партиях Хулигана в «Барышне и хулигане» помнят многие. Здесь также преподают заслуженный артист РФ и РС(Я), лауреат премии им. Ойунского прима-балерина Оксана Абрамова, заслуженный артист РС(Я), любимец якутской публики Ренат Хон, народный артист РС(Я), несравненная Гульнара Дулова. Художественный руководитель колледжа – заслуженный артист РС(Я) Зинаида Попова, она одна из первых преподавателей якутского колледжа. И многие другие, кто вкладывает профессионализм и любовь в дело развития балетного искусства Якутии.


Дария Дмитриева: Наши выпускники востребованы не только в Якутии

В эти дни студенты усиленно готовятся к юбилею первого директора, основателя колледжа Натальи Семеновны Посельской. 12 апреля ей исполнилось бы 70 лет.

8 апреля в стенах колледжа пройдут Посельские чтения, а 12 апреля в Театре оперы и балета состоится большой концерт. В первом отделении «Посвящение» выступят студенты и выпускники – ученики Натальи Семеновны. Во втором отделении покажут «Привал кавалерии» Мариуса Петипа. Это балет, который по приглашению Посельской поставила Наталья Воскресенская. В нем задействованы полностью учащиеся колледжа.

Дария Дмитриева

О том, как живут студенты хореографического колледжа, насколько востребованы, мы поговорили с директором, заслуженным артистом РС(Я) Дарией Дмитриевой.

— В колледже проходят обучение 100 учащихся, из них 60 проживают в интернате. Дети к нам поступают не только из улусов, но и из других регионов, есть даже студентка из Японии, маленькая Куруми Сан.

В общежитии ребята живут бесплатно, а вот на питание с недавних пор сдают 3000 рублей в месяц. В меню входит специальная сбалансированная еда, позволяющая насыщать различными витаминами, полезными микроэлементами растущий организм, который к тому же испытывает большие физические нагрузки. С расходами на обмундирование – трико, мягкие туфли, пуанты, купальники и другое — все складывается в ощутимую сумму, которую вынуждены оплачивать родители наших воспитанников. А ведь у нас учатся дети и из малообеспеченных, неполных семей, им, конечно, очень трудно.

В колледже работают очень чуткие, профессиональные воспитатели, которые порой заменяют детям и маму, и папу. Ведь в интернате живут и малыши семи, восьми лет. И им очень важно, когда кто-то не просто проследит, приготовил ли ты уроки, но и пожелает спокойной ночи перед сном.

Есть у нас и свой штат медперсонала. Балет – травмоопасная профессия, тем более дети живут в интернате. Потому им необходимо наблюдение педиатра, массажиста, медицинской сестры. Во многих других хореографических училищах медперсонал и вовсе находится рядом с детьми круглосуточно.

На сегодняшний день у нас есть проблема с необорудованными полами в репетиционных залах. Везде обычный бытовой линолеум, к тому же он лежит прямо на цементном полу. Это чревато травмами. Во-первых, он скользкий, во-вторых, не амортизирует, и ребенок может повредить позвоночник, ноги. Существует специальный линолеум для балетных классов, называется «арлекин», нам бы такой… Вопрос о замене полов мы ставим давно, но пока безрезультатно.

В мае прошлого года Якутский хореографический колледж отпраздновал двадцатилетний юбилей. Мы рады, что достигли определенных успехов. И наши выпускники востребованы не только в родной республике, но и на российских, зарубежных подмостках. Ирина Лаптева, к примеру, танцует в Америке, Илья Кузнецов работал в Краснодаре в труппе Юрия Григоровича. Сарыал Афанасьев, солист Театра оперы и балета, получил приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда». Двоих наших студентов отобрали в Московскую государственную академию хореографии, которую окончили Майя Плисецкая, Игорь Моисеев, Николай Цискаридзе. Мы гордимся нашими ребятами, которые учатся там на отлично.


Сокращенный вариант опубликован в газете «Якутия»