Новой симфонической программой «Две легенды одной эпохи» открылся VI Международный арктический музыкальный фестиваль «Северное сияние» и новый концертный сезон Государственной филармонии Якутии им. Галины Кривошапко.
В Якутске 1 октября, в Международный день музыки, звучали произведения Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича — двух новаторов своего времени, ставших классиками советского музыкального искусства, чьи юбилеи отмечает в этом году вся страна.
Симфонический оркестр филармонии Symphonica ARTica под руководством Рашида Скуратова представил программу, раскрывающую для слушателя многогранное творчество великих композиторов в жанрах симфонии, балета, а также зародившемся в XX веке новом искусстве киномузыки.
Основой концертной программы явились два знаковых сочинения авторов. Сюита из балета «Золушка» Прокофьева в первом отделении прозвучала со всей тонкостью и скрупулёзностью, раскрывающей волшебство каждого звука.
Сергей Прокофьев начал работу над балетом для Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр) в 1940—1941 годах. Композитор создавал свой балет для великой русской балерины Галины Улановой. Работа шла успешно до того, как Великая Отечественная война перечеркнула все планы — балет был отложен на долгих два года. Премьера спектакля состоялась 26 декабря 1945 года в Москве на сцене Большого театра. В следующем году композитор из музыки балета составил три сюиты, две из которых заняли прочное место в симфоническом репертуаре.
Исполнение Первой симфонии Шостаковича во втором отделении оживило множество ярких противоречивых образов, вложенных в неё юным композитором.
«Первая симфония сыграла важную роль в моей композиторской жизни. Успех её укрепил меня в убеждении, что мне следует всерьез заниматься композицией. В симфонии была попытка воплотить глубокое содержание, и хотя сочинение было во многом еще незрелым, в нем ценно, с моей точки зрения, именно это искреннее стремление отразить жизнь, действительность» — писал позже Шостакович. Первая симфония принесла невиданный успех автору. Она была исполнена во многих городах страны, приобрела широкую известность и за рубежом. В 1927 году симфония прозвучала в Берлине, затем — в Филадельфии, Нью-Йорке. Ее включили в свой репертуар крупнейшие дирижеры мира. Так девятнадцатилетний композитор вошел в историю музыки.
Ценной и, в то же время, не совсем очевидной гранью наследия столь крупных композиторов-симфонистов является музыка для кинофильмов. В программе были исполнены — сюита из музыки к фильму «Поручик Киже» Прокофьева и музыка к фильму «Гамлет» Шостаковича.
Режиссёр «Гамлета» Григорий Козинцев в своём письме к Шостаковичу писал: «Я уже много лет поражаюсь: услышав Вашу музыку, я слышу свой замысел — самое в нём для меня дорогое». Действительно, уже в первые годы существования звукового кино некоторые композиторы стремились не просто иллюстрировать изображение, но и обогащать и углублять его. Наибольший интерес в этом отношении представляла новаторская музыка Дмитрия Шостаковича. Наряду с ним в кинематограф приходят знаменитые советские композиторы — Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Арам Хачатурян, Дмитрий Кабалевский и другие. Многие из них на протяжении всей своей творческой жизни сотрудничают в кино. Зачастую образы, возникшие в кино, становились основой для самостоятельных симфонических произведений.
Программы дирижёра Рашида Скуратова всегда представляют большой интерес для меломанов нашей столицы — не стал исключением и минувший концерт. Можно сказать, что программа не была весьма характерна для концерта-открытия фестиваля. В концерте не было торжественности и бравурности, которые, казалось бы, могли быть уместны для начала фестиваля. Напротив – в нём была та камерность и утончённость, в которой каждый из присутствующих смог найти гармонию и отдохновение.