«Князь Игорь» Андрея Борисова — на сцене Большого театра Белоруссии

482

На сцене Большого театра Республики Беларусь состоялся долгожданный показ оперы «Князь Игорь» в эксклюзивной редакции Евгения Левашева и постановке Андрея Борисова. Билеты на спектакль были распроданы задолго до начала гастролей якутского театра оперы и балета.


В этот раз исполнители главных партий поменялись: князя Игоря исполнил заслуженный артист Республики Саха (Якутия), лауреат Всероссийских и международных конкурсов Александр Емельянов, певший эту заглавную партию не только в постановке Андрея Борисова, но и когда по контракту работал в Ростовском музыкальном театре в конце 2000-х годов. Партию Ярославны исполнила Анегина Дьяконова, в этом году ставшая заслуженной артисткой Республики Саха (Якутия). В партии Кончаковны впервые на гастролях выступила Анастасия Мухина. Дирижировал спектаклем, заняв пульт вместо дирижера-постановщика Алевтины Иоффе, дирижер принимающего театра Андрей Галанов. С ним у якутян будет возможность познакомиться во время выступлений на международном оперном фестивале «Ария Севера» в Якутске. Так же, как и с молодым, но уже приобретшем известность в Белоруссии и России баритоном Ильей Сенчуковым. В спектакле вместе с якутскими артистами, начиная с Мариинского театра, выступает любимый минчанами яркий бас Андрей Валентий в партии князя Галицкого.

Критик-журналист, музыкальный редактор радио и телевидения Людмила Полковникова: «Я сначала сомневалась — идти или нет. «Князя Игоря» слышали и видели в Москве в Большом театре, в Петербурге в Мариинском, а Якутия – такая незнакомая и так далеко!

Я в потрясении, потому что вы из классической оперы Бородина сделали национальную оперу! Это такой музыкальный спектакль с великолепными шумовыми эффектами, великолепным оркестром, замечательнейшим хором и такими солистами! А костюмы — глаз не отвести! А как продуман экран и введены технические новинки! Мы все счастливы, что вы, якутские артисты, приехали к нам».

Надежда Бунцевич, музыкально-театральный критик, представитель газеты «Культура»: «Огромное спасибо за то, что вы приехали, показали нам себя. Это очень важно: всегда интересно посмотреть спектакль, а не просто отдельных солистов, а именно весь спектакль — как он у вас сложился, как он у вас идет. Мне не хватило вашего дирижера. Это очень хорошо, что вы пригласили нашего Андрея Галанова. Хотелось бы полностью всю концепцию услышать с вашим дирижером, потому что есть новые музыкальные вещи и у меня возникал вопрос: это все-таки ваше или наше? Откуда это?

Очень хорошие музыканты в оркестре, совершенно замечательные соло, труппа очень высокого уровня, есть интересные режиссерские вещи, которые мне очень понравились.

Не все я могла бы принять, но с «Князем Игорем» всегда все спорно, когда переставляется музыкальный материал. Показалась очень-очень глубокой сцена «Сон Князя», и разделение партии на нескольких солисток помогло понять, сколько у вас замечательных сопрано в труппе. А с другой стороны, плач Ярославны провел ниточку к «Александру Невскому» С. Прокофьева, к оплакиванию, в целом, погибших воинов…»

Простой зритель Леонид Пилипцевич прислал в адрес театра письмо: «…я думаю, что на настоящей, сбалансированной, органичной, эмоциональной и всеобъемлющей опере я был впервые, и это именно ваш «Князь Игорь».

Я в первый раз насладился танцем. Я нашёл его красивым и уместным. Музыка… Она показалась такой простой, приятной, эмоциональной, красивой, живой, естественной и необычной. Тут спасибо и хору, и дирижёру, и хормейстеру, и оркестру, и солистам. Идеальная командная работа, все были на отличном уровне. Опера была такой русской в самом лучшем смысле этого слова. Это была та Россия, которая понравится в любом конце света, любому человеку. Именно такое должно литься с экранов телевизоров, и не нужно будет никакой пропаганды и «лапши».

Меня поразило качество. Качество всего. Вы показали мне другую оперу и Россию. А потом мне стало интересно, где это родилось. Я ничего не знал о Республике Саха. Я никогда не узнаю, где вы взяли столько профессионалов. Вы устроили мне чудесное знакомство с настоящей оперой и Республикой Саха».

Сегодня, 21 ноября, коллектив театра выступит с гала-концертом, и снова — на сцене Национального Большого театра Республики Беларусь.