В преддверии концерта предлагаем познакомиться с программой подробнее.
1. Увертюра к романтической драме «Розамунда, принцесса кипрская» Ф. Шуберта
Музыка к «Розамунде» восхитительна по своей благоуханной свежести, поэтичности и вдохновенной красоте. В ней сонм пленительных мелодий, задушевных и наивно-простых, она переливается и искрится красками, то нежными и скромно-целомудренными, то ослепительно яркими, бьющими в глаза. Она полна чувства, искреннего и теплого, чарующего и покоряющего. Благоговейное песнопение, возвышенное и торжественное, сменяется уличной песенкой, которую, приплясывая, поют скрипки. А в ответ им звучит задумчиво-мечтательный голос кларнета, которому, в свою очередь, отвечает трепетно-взволнованный, прозрачный и чистый голосок гобоя. «Розамунда» проникнута духом народности. Ее мелодии вобрали в себя все лучшее, что создано величайшим композитором мира — народом.
2. Симфоническая поэма № 13 («От колыбели до могилы») Ф. Листа
Симфонические поэмы Листа — одна из ярчайших страниц европейской романтической музыки, область неутомимых творческих поисков, поразительных обновлений в области тематизма, формы, оркестровки, взаимодействия с разнообразными национальными истоками. В поэмах ярко проявило себя характерное для композитора стремление к синтезу с другими искусствами, к созданию программных произведений.
В течение лета 1881 года, композитор обуреваемый мыслями о грядущей смерти, пишет свою последнюю симфоническую поэму №13 «От колыбели до могилы», вдохновленную рисунками пером «От колыбели до гроба», подаренными ему знаменитым венгерским художником Михаем Зичи. По желанию княгини Витгенштейн слово «гроб» было заменено «могилой», и окончательно поэма была названа «От колыбели до могилы». Музыка последней листовской поэмы печальна и светла.
3. Интермеццо из симфонической сюиты Ф. Бузони
Итальянский композитор, пианист, дирижер, автор многочисленных фортепианных транскрипций произведений разных авторов. Известность Бузони обусловлена в первую очередь талантом пианиста-интерпретатора, сочетавшего превосходную технику с исключительной музыкальностью. Он был также плодовитым композитором, однако его музыка, которая не делала уступок вкусам публики или господствовавшим в искусстве течениям, не получила широкого признания. В наследии Бузони оперы, оркестровые произведения, концерты для фортепиано, скрипки и кларнета, хоровая и камерная музыка, романсы, пьесы для фортепиано разных жанров и множество транскрипций, которые часто носят творческий характер и сильно преображают оригинал.
4. Симфония No. 2 Р. Шумана
Над Второй симфонией Шуман работал почти год, по 5-6 раз переделывая некоторые эпизоды. Это было трудное время, омраченное длительной болезнью, приведшей десятилетие спустя к попытке самоубийства и психиатрической лечебнице. К сентябрю 1845 года относится первое упоминание о замысле симфонии до мажор: «В последние дни во мне что-то громко барабанит и трубит… Не знаю, что из этого получится». Эскизы симфонии помечены 12—18 декабря: «Я набросал ее, когда испытывал еще физические страдания, и могу смело утверждать, что это было сопротивление духа, которое здесь явственно проявляется и благодаря которому я пытался бороться с моим состоянием. Первая часть полна этой борьбы и по своему характеру очень переменчива и противоречива».
5. Вступление к III акту оперы «Тристан и Изольда» Р. Вагнера
Вагнер часто обращается к пейзажам, элементам и образам природы. Его склонность к природному символизму порождает великолепные и прямо-таки грандиозные картины. В «Тристане и Изольде», этой поэме о любви, о лихорадочной страсти, детище слепой судьбы, высокой и неумолимой, главным среди фоновых персонажей является море, олицетворяющее сверхчеловеческие страсти и порывы. Море покрывает своими беспокойными волнами душу, до самых недр потрясенную неукротимыми страстями. Земля и не показывается, в то время как море страсти влечет слушателя от одной бури к другой. В редкие моменты, когда оно умеряет свой натиск и успокаивается, из тьмы ночной выплывают мучительные воспоминания. «Я впервые дышу этим незамутненным, чистым, сладостным воздухом… Когда вечером я плыву в гондоле на Лидо, то слышу вокруг звучание дрожащих струн, напоминающее мне нежные, долгие звуки скрипки, которые я так люблю и с которыми я тебя однажды сравнил; ты можешь легко представить, что я чувствую при лунном свете, на море!» Так писал Вагнер в одном из писем 1858 года из Венеции Матильде Лукмайер, жене богатого коммерсанта Отто Везендонка. Романтические отношения с Матильдой, прерванные бегством Вагнера в Венецию, вдохновили композитора на оперу о мучительной любви, полную ностальгии по тому, что не только ушло в прошлое, но и не было испытано и познано до конца и от чего остались чувства неутоленного желания и бесконечного томления. Либретто и музыка были написаны между августом 1857 и августом 1859 года; премьера состоялась в Мюнхене только в 1865 году благодаря поддержке Людвига II Баварского. В Италии опера была впервые поставлена в 1888 году в Болонье в театре «Комунале».
Стоимость билетов на концерт 300 руб. Билеты в кассах филармонии: ул. Ярославского, 27, каб. 111, ТРК «Туймаада» 1 этаж.
Начало в 17.00.
В материале использованы выжимки из музыковедческих статей о творчестве композиторов эпохи романтизма.