31 января руководителю Государственного цирка Якутии Сергею Расторгуеву исполнилось 65 лет. В честь юбилея заслуженный артист России и Якутии представит выразительное мюзик-пластик-мим-вокал-ревю шоу «Цирк и Я». Проект вобрал в себя самые известные амплуа первого в Якутии танцующего жонглера. Накануне концерта руководитель Сахацирка рассказал ЯСИА о своих чаяниях и планах, о самобытной труппе и уникальных номерах. уже сегодня, 31 марта, на арене родного цирка юбиляр воплотит сразу несколько образов: Белый шаман, Старый клоун, иллюзионист, мим, танцор, певец и мелодист.
Вместе с Сергеем Расторгуевым на арену выйдет весь коллектив Бриллиантового цирка, а также образцовый ансамбль России «Сюрприз» и гости из Москвы — друзья юбиляра триумфаторы международных фестивалей — жонглер Алексей Чайников и рекордсмены на перше и катушках Семья Маркиных. Ярким аккордом вечера станет выступление воссозданного легендарного коллектива синтез-театра «Ойуун».
В преддверии творческого вечера своими воспоминаниями делятся друзья, родные и коллеги Сергея Расторгуева.
Мальчишка, жонглирующий на берегу Амги
«Будь я художником, и меня попросили бы изобразить Сережу в детстве, я бы нарисовала его восьмилетним мальчишкой, стоящим на берегу реки Амги и жонглирующим маленькими камешками, — начинает свой рассказ Мария Расторгуева, родная сестра Сергея Васильевича. – Уже тогда никто и не сомневался, что он вырастет человеком творческой профессии. Даже прозвище было у него такое, «цирковое» — Никулье. Он очень любил разные перевоплощения. Например, мог так загримироваться, что мы с братьями с трудом его узнавали».
Многодетную семью Расторгуевых в Амге знали как передовиков и активистов. Отец, Василий Васильевич был почетным строителем, чемпионом республики по легкой атлетике и национальным прыжкам в послевоенные годы, мать Анастасия Федотовна – одна из первых трактористок Якутии. Родители принимали активное участие в жизни села и всегда являлись примером для своих детей. Круг увлечений младших Расторгуевых даже современным родителям покажется более чем разнообразным – лыжи, настольный теннис, шахматы, национальные прыжки, борьба, музыка, конструирование – скучать семерым братьям и сестрам не приходилось.
По соседству с Расторгуевыми жила другая известная в Амге семья – Захаровы. Сергей и его старший брат Константин с раннего детства были дружны с легендарным борцом Николаем Захаровым – Сахаачча. Дворы соседей Расторгуевых и Захаровых в те времена, наверное, были самыми многолюдными в округе. Здесь постоянно собиралась детвора, устраивались различные спортивные соревнования, розыгрыши зачинщиком которых был всегда юный Сережа.
В данное время Сергей Васильевич руководит подготовкой церемонии открытия VII Спортивных игр народов Якутии, которые пройдут этим летом на его малой родине. В основе сюжета главного действия история о друге детства, славном якутском борце Николае Захарове — Сахаачча. В постановке будет задействовано более ста артистов цирка, а также активная молодежь и школьники улуса.
В Амге Сережа закончил музыкальную школу по классу «баян». Годы юности будущего артиста прошли в Якутске. Здесь, после переезда в 1967 году в г.Якутск старшеклассник Сергей с огромным желанием стал посещать цирковой кружок в Доме пионеров, с еще большим усердием продолжал жонглировать, играл на гитаре, пел и был, как отмечают родные, знатным меломаном.
Сразу после школы, в 1970 году успешно пройдя конкурс, организованный инициативой первого профессионального артиста Якутии Юрия Платонова, Сергей Расторгуев в составе 15-ти талантливых земляков отправляется в Москву во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ). Вместе с ним постигать профессию эстрадного артиста в столицу едут его будущая супруга, спутница жизни Марфа Колесова, начинающий иллюзионист Федор Колосов, гордость Усть-Алданцев Владимир Заболоцкий, Наталья Шестакова-Кирюшкина, Федор Колосов, Агафий Федоров, Евдокия Игнатьева-Ларионова, Татьяна Канаева и другие.
Владимир Заболоцкий: «Я и сегодня пошел бы с Сергеем на разведку»
Годы творческой молодости вспоминает сегодня народный артист республики Владимир Заболоцкий:
— С первых дней учебы в Москве Сергей отличался трудолюбием и упорством.Помню наш первый день в стенах ВТМЭИ. Свежим осенним утром шумной толпой мы подошли в мастерскую и к своему удивлению обнаружили там Сергея, который, к этому времени успел уже освоиться на новом месте и с воодушевлением готовил свой номер. Вот так с самого начала и повелось — на репетиционную площадку Расторгуев всегда приходил первым и уходил последним.
Позже во времена активных гастролей по городам и весям республики, мы, как правило, перед концертом отправлялись отдыхать с дороги в гостеприимные сельские дома, чего нельзя сказать о Сергее. Он непременно оставался в клубе и до самого начала представления оттачивал номера, репетировал.
Вообще, Сергей с Марфой для своих юных лет обладали необычайной преданностью будущей профессии. Очень яркие, столько в них всегда было позитивной энергии, самоотдачи. Во многом благодаря этому союзу, их профессиональному рвению и таланту у нас в Якутии появился цирк, который сегодня даст фору многим знаменитым и успешным циркам страны.
Действительно, с самых ранних выступлений на сцене Сергей Расторгуев всегда старался быть непохожим на других. Артист придумывал номера, которые еще никто в мире не исполнял, искал свою нишу, свой стиль, с которым позже он вышел на мировую арену. Стиль Сергея Расторгуева – это умелое переплетение национального колорита с традиционным цирковым искусством.
Его первый номер «Жоглирование чабычахами», можно сказать родился в Нахаре, родине Марфы Петровны. Однажды во время летних каникул, прогуливаясь по просторным аласам, молодые артисты набрели к заброшенному сайылыку. Среди старинной утвари Сергею приглянулся берестяной чабычах, который навеял на идею будущего знаменитого номера.
Валентина Чиркова: «Сергей Расторгуев первый в Якутии артист-трансформатор»
Свои поздравления в преддверии шоу «Цирк и Я» юбиляру адресует заслуженная артистка Республики Саха (Якутия) Валентина Чиркова. Со свойственным ей юмором Валентина Ивановна вспоминает, как она с Расторгуевыми гастролировала по всей республике: «Нас в синтез-театре «Ойуун» было всего трое и вот представьте себе, втроем со всем своим реквизитом мы занимали целый самолет Ан-2! Места все равно не хватало. Летали лежа на баулах, вплотную упершись к потолку и ни на что не жаловались, потому что получали огромное удовольствие от самого процесса, от выступлений, аплодисментов и полных залов. Честно признаться, даже вздохнуть времени не было — за вечер отрабатывали по 4 отделения.
Нам с Марфой могло бы быть и обидно, ведь большую часть представления мы теснились в середине сцены за крохотной ширмой, умудряясь при этом за несколько секунд переодеть Сергея в очередной красочный сценический костюм. Такие молниеносные переодевания, конечно, не обходились без щипков и укалываний, но все неудобства с лихвой вознаграждались восторгом зала и бурными аплодисментами.
Ничто так не сближает как совместное творчество, поиски, удачи, трудности и, конечно, успехи. Мне очень повезло, что в начале артистической карьеры я встретилась и работала с такими профессионалами как Марфа и Сергей Расторгуевы. Желаю Сергею Васильевичу творческого долголетия, крепкого здоровья, воплощения в жизнь всех намеченных планов!
С чего начинался Якутский цирк в воспоминаниях Александра Павлова
События 25-летней давности вспоминает член наблюдательного и попечительского совета Бриллиантового цирка, друг Сергея Васильевича Александр Кириллович Павлов:
— С Марфой и Сергеем Расторгуевыми мы познакомились в 1993 году во время работы в предвыборном штабе депутата Зинаиды Федоровой. За короткое время наши семьи успели подружиться, и вскоре незаметно для себя мы из агитаторов плавно переквалифицировались в команду по осуществлению плана «от синтез-театра к цирку».
К тому времени Марфа с Сергеем не первый год вынашивали план создания цирка. Для этого у них было все – профессиональные артисты, идея, опыт, имя, репутация и огромное желание работать, но, как часто бывает, для воплощения замысла не было здания….
Сказано-сделано, не теряя времени, мы принялись за дело. Я лично под диктовку Сергея перепечатал множество сопутствующих документов – ходатайства, письма, прошения, запросы и т.д. И вот однажды, когда Сергей с Марфой были на гастролях в Аляске, Зинаида Степановна, возглавлявшая в то время Фонд управления государственным имуществом, сообщила добрую весть. При ее непосредственном содействии в мае 1994 года здание инженерного центра по адресу ул. Ойунского 8/2 было передано в ведение синтез-театра «Ойуун» для последующей организации работы цирка. Мне было дано поручение занять это здание как можно скорее, так как претендующих на него было немало.
С запасом провизии, небывалого подъема и энтузиазма мы отстояли дом, где в последующем появился долгожданный цирк. С тех пор Цирк, выросший из смелой мысли, силы духа блистательного союза Марфы и Сергея Расторгуевых, продолжает динамично развиваться, ставя перед собой новые высокие цели и задачи.
Андрей Борисов: «Илгэ упало в чорон — Сергей Расторгуев построил искусство цирка на вечной мерзлоте»
— С Сергеем Расторгуевым мы начинали работать вместе: он — в искусстве цирка, я – в искусстве театра. Для культуры республики, народа саха, для культуры всей Российской Федерации он является знаковым человеком.
Почему? Потому что в моей жизни он появился со своим, казалось бы, очень простым, но очень символичным номером с шестом. Один конец шеста стоял у него на лбу, на другом конце этого шеста стоял чорон. При этом он жонглировал и должен был мячи закинуть в чорон. Вроде простой номер, но очень содержательный по своей философии. По воззрениям народа саха в чорон сверху падает илгэ во время празднования ысыаха. Весь зал с напряжением ожидал попадание илгэ в виде мячика в чорон. И в результате илгэ упало в чорон — Сергей Расторгуев построил искусство цирка на вечной мерзлоте, открыл дорогу якутским детям в Китай, где находится сильнейшая в мире цирковая школа. Марфа Колесова и Сергей Расторгуев вместе совершили огромнейшее дело, внесли неоценимый вклад в развитие культуры саха через цирковое искусство, их упорство и стремление к совершенству всегда будет меня восхищать. Я всегда буду его считать его своим соратником, сподвижником, другом.
Свой юбилей Сергей Васильевич встречает полным сил и творческой неуспокоенности. Впереди череда памятных дат и событий, с которыми основатель якутского цирка связывает большие надежды и планы.
В 2019 году исполняется 25 лет со дня создания Государственного цирка Якутии, 15 лет зданию цирка, выпускается третье поколение цирковых артистов в Пекинском международном колледже искусств, на подходе открытие цирковой кафедры в АГИКИ.
С новыми силами Сергей Расторгуев продолжает вести плодотворную работу, искать пути решения главного на сегодня вопроса – вопроса о завершении строительства циркового комплекса. Директор цирка по-прежнему считает, что для детей республики нет лучше подарка, чем большой красивый цирк, в котором можно будет показывать самые лучшие представления, которые только есть в мире!