Дороги без пыли: Якутские ученые разработали технологию обеспыливания трасс

279

Ученые якутского Института проблем нефти и газа СО РАН разработали технологию пылеподавления на автомобильных дорогах. Исследования на экспериментальных участках общей протяженностью 30 км автодороги «Вилюй» были проведены в летний период 2015-2016 годовНовая технология направлена для утверждения в Росавтодор.


Из 13 тысяч километров автомобильных дорог Якутии, 95% – это дороги с переходным типом покрытия, то есть пылящие. «Предварительно было установлено, что все участки автодороги «Вилюй» относятся к сильнопылящим и требуют проведения работ по обеспыливанию с обеспечением нормативных требований по ровности и поперечному профилю. Так, содержание пыли составляет до 160 мг/м3, что превышает максимально допустимую — 10 мг/м3 — концентрацию до 16 раз», – сказала заведующая лабораторией проблем коррозии и старения Института проблем нефти и газа СО РАН Ольга Буренина.  

Перед учеными задачу поставил Росавтодор — определить эффективные и наиболее экономичные методы обеспыливания — методы, которые лягут в основу общероссийского дорожного стандарта. Ведь пылевая завеса способна в сухую безветренную погоду стоять над дорогой часами, создавая серьёзную опасность для автомобильного движения и большие проблемы для жителей населённых пунктов, через которые проходят транзитные трассы. Транзитных улиц на «Вилюе» 15, протяжённостью от 2 до 6 километров. Если движение летом возрастает до 1200 машин в сутки, то пыль стоит постоянно, особенно ночью, в условиях безветрия.

«Для проведения опытно- экспериментальных работ была использована разработанная в Институте битумная эмульсия катионного типа, которая активно взаимодействует с минеральными материалами различной природы и обеспечивает хорошую адгезию битумной пленки и быстрое формирование материала»,– говорит Ольга Буренина.

Проведенные ранее ИПНГ СО РАН лабораторные исследования показали, что битумные эмульсии являются достаточно активными материалами по отношению к минеральным смесям, хорошо их смачивают, обладают высокой проникающей способностью и пылеемкостью. По разработанной Институтом рецептуре битумная эмульсия для обеспыливания была изготовлена в дорожных фирмах ООО «Ремсдор» и ООО «Сунтаравтодор», которые проводили и опытно-экспериментальные работы по обеспыливанию на участках трассы «Вилюй».

«Для обеспыливания покрытия было использовано две технологии: метод розлива битумной эмульсии на поверхность покрытия и метод смешения на дороге материала покрытия с битумной эмульсией. Проведенные системные наблюдения за выполнением технологических операций по обеспыливанию экспериментальных участков дорог, а также за состоянием покрытий после проведения работ показали высокий уровень», — отметила заведующая лабораторией проблем коррозии и старения Института проблем нефти и газа СО РАН Ольга Буренина.

Ученые провели анализ результатов: независимо от используемой технологии фактические результаты зависят от свойств обрабатываемых минеральных материалов и расхода битумной эмульсии.Опытно-промышленными испытаниями было установлено, что при строжайшем соблюдении всех технологических операций обеспыливающее действие эмульсии на различных участках дорог может сохраняться до 90 суток. Технология ожидает утверждения в Росавтодоре.