Директор департамента по образованию ОЭСР, специальный советник Генерального секретаря ОЭСР по вопросам образовательной политики Андреас Шляйхер высоко оценил уровень российской системы оценки школьного образования, выделив значительные успехи в проведении единого госэкзамена. «Я внимательно наблюдал за тем, как развивалась система ЕГЭ все эти годы. И с большой радостью могу сказать, что сегодня этот метод оценивания знаний школьников по-настоящему успешен», – отметил Андреас Шляйхер.
Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов подробно рассказал иностранным коллегам о системе единого госэкзамена. За десять лет она значительно эволюционировала, были отработаны экзаменационные материалы, решены многие задачи по анализу качества образования в России, оценке школ, директоров и учителей. Он заявил, что на протяжении последних двух лет процедура проведения ЕГЭ реализуется по новым стандартам информационной безопасности, которые обеспечивают максимальную прозрачность и объективность оценки знаний школьников.
Исполнительный директор Международной ассоциации оценки образовательных достижений (IEA) Дирк Хастед в своем выступлении отметил, не только высокий уровень знаний российских школьников, но и уверенную тенденцию к его повышению. «Российская школа известна своей фундаментальностью, по результатам наших международных исследований (TIMSS, PIRLS) российские школьники демонстрируют стабильно высокий уровень знаний. А использование современных технологий и инструментов информационной безопасности в системе национальной аттестации – это дополнительный ресурс для развития и совершенствования системы образования», – отметил Дирк Хастед.
В свою очередь руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что корректное оценивание повышает качество образования и служит стимулом его развития. «Для ведомства сегодня важны не столько результаты, сколько эффективность и прозрачность оценочных процедур», – сказал Сергей Кравцов.
Вице-президент Европейской ассоциации гарантии качества высшего образования, директор Агентства аккредитации и оценки качества образования Швейцарии Кристофер Гролимунд назвал систему ЕГЭ абсолютно современной и особенно отметил систему видеонаблюдения на экзамене.
ЕГЭ и итоговая аттестация после 9 класса, заметил руководитель Рособрнадзора, не единственная система оценивания качества школьного образования в России. В стране также стране разработана программа Всероссийских проверочных работ. Она позволяет школам проводить ежегодную самодиагностику по общеобразовательным предметам с учетом федеральных стандартов. Примечательно, что это проверка не является обязательной, но позволяет снимать напряжение, нередко приписываемое итоговой аттестации. При этом, результаты всероссийских проверочных работ заносятся в единую информационную систему.
Также в России проводятся Национальные исследования качества образования (НИКО), и идет работа по проведению международных исследований: PISA, PIRLS, TIMSS, TALIS и др.
Иностранные эксперты сошлись во мнении, что российская система единого государственного экзамена соответствует международным стандартам.
В свою очередь, глава Рособрнадзора предложил создать международный совет по использованию результатов национальных оценок.
«Было бы целесообразно создать некий международный совет, который бы обсуждал именно критерии оценки и увязку оценки школьников, учителей, региональной системы в единую систему для понимания того, какие решения нужно принимать по итогам оценочных процедур», – сказал Сергей Кравцов.
Инициатором мероприятия выступила Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, собрав в Москве ведущих международных экспертов в области школьной аттестации.
В конференции приняли участие представители профильных правительственных и научных организаций и ведомств из России, Белоруссии, Испании, Китая, Турции, Франции, Швейцарии и Южной Кореи.