Команда якутских школьников завоевала второе место на национальном чемпионате по основам профессиональной подготовки школьников Junior Skills, который проходил в подмосковном Красногорске.
Участники чемпионата стали серебряными призерами по компетенции «Инженерный дизайн CAD», уступив сильнейшей команде Екатеринбурга. При этом команда элитного российского физико-технического лицея Москвы с наставниками из МГТУ им. Баумана заняла третье место.
О национальном чемпионате и подготовке республиканской команды рассказал Роман Гоголев, эксперт-наставник по компетенции «Инженерный дизайн CAD».
– Компетенция относится к числу высококвалифицированных инженерных специальностей. Многие не понимают разницу между рабочими и высококвалифицированными инженерными специальностями. Инженерный дизайн CAD – это, в первую очередь, работа над реальными проектами, что для взрослых, что для детей. Между тем, многие думают, что это просто черчение. Но черчение – это лишь маленькая часть всего инженерного дизайна в целом. Надо уметь не только чертить, но и читать чертеж, знать механику и принципы механизмов, сопромат, материаловедение, обладать первичными знаниями физики материалов, иметь творческое пространственное мышление, понимать, что такое единая система конструкторской документации. И всему этому учат в вузе, а не в школе.
– Как Вы готовите школьников такой непростой компетенции?
– Я веду курсы «Современная инженерия» при Центре технического творчества Якутска, где наши чемпионы Юлия Сысолятина и Андрей Тихонов занимаются с сентября 2015 года.
Прежде всего, отношусь к своим воспитанникам как к взрослым людям. Мы не учим детей, как в школе – мы учим прежде всего думать, думать как инженер, как творец. Ставлю перед ними сложные, взрослые задачи, учу их искать решения при помощи логики, фундаментальных знаний, прагматизма. Они должны понимать, как устроен и работает любой механизм – сложный или простой. Замечу, в конце учебного года мои подопечные реально выполняли задания на уровне студентов-пятикурсников.
У нашего кружка своя история. Во время студенчества я параллельно работал инженером-проектировщиком в НИИ полупроводников в Томске, в НИИ космических технологий, проходил практику в Железногорске в АО ИСС им. Решетнева. Вернувшись на родину, работы по специальности не нашел. После поступления в аспирантуру СВФУ, пришел в ЦТТ и предложил научить детей техническому мышлению. Так все началось.
– А как сформировалась сборная?
– Сборная нашей республики была сформирована по итогам республиканского этапа чемпионата Junior Skills, организованного Республиканским центром развития дополнительного образования и детского движения Министерства образования. Отборочный городской этап выиграли наши ребята из ЦТТ. В то же время у команд Якутского городского лицея и НПСОШ № 2 Якутска хватило баллов, чтобы пройти на региональный этап. Поэтому принял решение сформировать команду из лучших школьников и подготовить их к республиканскому этапу.
Уже в Красногорске, на Национальном финале страны отметили, что мы в Якутске по компетенции «Инженерный дизайн CAD» провели все согласно регламенту соревнований и по международным стандартам Junior Skills. Замечу, что на финале наша сборная по возрасту была младше всех, да и я, как эксперт, тоже оказался самым молодым.
– Как удалось выиграть у сильнейших команд центральных регионов?
– Первое место заняла команда Свердловской области, третье – команда Москвы. Мы заняли второе место, опередив команды 18 регионов.
Юлия Сысолятина – первая девочка в возрастной категории 14+, которая заняла призовое место. На Национальном финале она собралась и, как говорится, прыгнула выше головы, да и команда сработалась отлично. Ключевой момент победы – это методика подготовки, плюс настрой, характер ребят. Скажу, что пришлось поработать над характером, настроить их на победу – все как у спортсменов. При том, что уральцы и москвичи были старше наших детей, их руководители напористее и облачены учеными званиями – считаю, что для нас немалым делом было преодолеть свою неуверенность, суметь собраться, не бояться никого, не поддаваться на «уколы» соперников. Глядя сейчас на наших ребят, я вижу огромный потенциал и надежду на лучшее будущее.
– Какие задания выполняли дети?
– Соревнования проводились по трем модулям: в первый день выполняли задание по обратному проектированию физической модели. Во второй день нам дали пакет чертежей проекта, по которым мы моделировали детали и сделали сборку. В третий день нам дали неисправную модель, мы должны были обнаружить неисправность, исправить ее и сделать корректные чертежи.
– Каковы дальнейшие планы?
– Думаю, что Андрей и Юлия не будут больше выступать в Junior Skills, буду их готовить к международным конкурсам World Skills. Уверен, они смогут выстрелить и на этом уровне. К Junior Skills будем готовить Аниту Петрову и Михаила Яковлева.
На Национальном финале страны я стал старшим региональным экспертом Junior Skills и теперь предстоит немало дел в Дальневосточном округе и республике. Из опыта прошедшего ряда этапов чемпионата страны убедился, что при подготовке к Junior Skills ставку надо делать на ученых-практиков и инженеров-профессионалов, активно привлекая их к дополнительному образования детей.
Хочу привести слова президента интернационального движения World Skills International Саймона Бартли: «Многие из нас, уполномоченных World Skills, верят, что наши состязания являются значительно более главными для будущего нации, чем Олимпийские игры».
Выражаю благодарность за поддержку коллективу ЦТТ, особенно директору Святославу Софронееву и заведующему учебной частью Саргылане Ивановой, а также коллективу кафедры «Электроснабжение» ФТИ СВФУ, заведующему кафедрой «Электроснабжение» Надежде Буряниной и директору ФТИ Надежде Саввиновой. Большую помощь оказывают лидеры команд Нюргун Карпов, заместитель директора Республиканского центра развития дополнительного образования и детского движения и Павел Григорьев, главный специалист Министерства образования. Спасибо Тамаре Поповой, заместителю начальника Управления образования Якутска, и Марии Петровой, директору Республиканского центра развития дополнительного образования и детского движения, за веру в новое и понимание.