Якутский школьник попал в проектную смену образовательного центра «Сириус»

367

В команде творческих ребят со всей страны ученик физико-технического лицея им. В.П. Ларионова Александр Кузьминов реализовал проект «Кибер-водитель». Работа названа самым оригинальным инженерным проектом в области робототехники и беспилотного автомобилестроения в рамках проектной смены образовательного центра «Сириус», созданного по инициативе президента страны. Смену, проходившую этим летом, посетил Владимир Путин и ознакомился с проектом команды.


Сейчас девятиклассник Александр Кузьминов готовится к новым проектным отборам. К участию в образовательных программах «Сириуса» допускаются лишь те ребята, которые достигли успехов в естественных науках и математике, живописи, академической музыке, хореографии, хоккее и фигурном катании. Образовательный центр создан на базе олимпийской инфраструктуры в Сочи.

«Этим летом мне повезло пройти конкурсный отбор. Я хотел попасть именно на эту проектную смену, несмотря на приглашение участвовать в международной олимпиаде «Туймаада», которая проводилась в те же сроки. Увлекаюсь химией, математикой, физикой, а для проектной деятельности у меня еще не было возможности для реализации. Поэтому все было ново и интересно», – говорит Александр.

По словам школьника, с первых дней нельзя терять ни минуты, вся обстановка центра располагает к творчеству и работе в команде, проводится много лекций ведущих ученых, встреч с известными людьми, мастер-классов.

«Я выбрал проект «Кибер-водитель», так как до этого еще не воплощал в реальность полноценную работу, связанную с робототехникой. Важно было не только использовать имеющиеся навыки, но не упустить возможность узнать что-то новое, научиться тому, чего еще не делал. Нашей команде предстояло создать робота, который мог бы управлять моделью автомобиля. Там, где человеку опасно находиться, приходят на помощь робот и машины. Робота можно направить в опасную среду для измерения концентрации опасных веществ или для осуществления разведки. Наша модель должна была ориентироваться в пространстве с помощью камеры, то есть получения визуальных сигналов, быть устойчивым и самостоятельно принимать решение по передвижению. Перед началом работы с проектом мы разделились на три группы. Первая обрабатывала данные с камеры, выявляя дорогу, препятствия и дорожные знаки. Вторая создавала манипулятор, который, получая данные от первой команды, управлял машиной. Третья занималась созданием модели транспортного средства.

Моей группе предстояло создать и апробировать манипулятор. В процессе возникли непредвиденные сложности: пришли не все комплектующие. Несмотря на это, мы продолжали работать по плану, но ждали их до последнего момента. И когда оставалось всего семь дней до конца смены, мы вынуждены были отказаться от ранее запланированных нашим тренером из Курчатовского института решений и искать новые варианты исходя из того, что у нас было в наличии. Возникла критическая ситуация! Ведь не получить конкретного результата – это позор, катастрофа для команды, пришлось собирать проект буквально из того, что было под рукой, используя знания и навыки членов нашей команды. Очень помогло то, что в лицее занимался информатикой и робототехникой под руководством Юрия Романова. В итоге мы справились, наш проект был признан комиссией самым самостоятельным в отличие от других. Вместо автомобиля, как изначально планировалось, у нас на выходе оказалась танковая платформа, вместо руля и педалей – джойстик, а манипулятор вообще пришлось создавать с нуля. Но, несмотря на форс-мажор, проект был реализован.

У нас имелся робот на танковой платформе с камерой, манипулятор, напечатанный на 3D-принтере, состоящий из трёх звеньев, и закреплённый на башне, что позволяло ему перемещаться в трёхмерном пространстве, и огромная система программ, обеспечивающих работу всех роботов: сбор данных с камеры, нахождение объектов и их разбор, выявление лучшей траектории движения, определение положения манипулятора, передача данных на машину и, наконец, её движение», – делится историей создания проекта Александр Кузьминов.

В смене было предложено 7 направлений и по ним представлено 69 проектов. В финал вышел 21 проект. «Кибер – водитель» назван самым оригинальным инженерным проектом в области робототехники и беспилотного автомобилестроения. Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской вручил победителям сертификаты на дополнительные 10 баллов при поступлении в вуз.

Во время проектной смены образовательный центр «Сириус» посетил Владимир Путин. Ребята смогли продемонстрировать президенту России результаты разработок и рассказать о своих идеях.