Студенты Ассоциации молодежи Якутии «Сайдыы» проводят традиционные «Вахты памяти» у ветеранов-блокадников, совместно с членами Культурного общества «Саха-Санкт-Петербург» запланированы возложения цветов на памятниках защитников блокадного
мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге и на монументах в Ленинградской области, где захоронены воины-якутяне, сражавшиеся за освобождения города на Неве. Многие якутяне, гости Санкт-Петербурга смогут побывать в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда». Это памятник тем, кто сражался в Южном Приладожье и погиб в боях за Ленинград.Музей расположен в Ленинградской области на территории Кировского района. С сентября 1941 года по январь 1944 года в этих местах проходили ожесточенные сражения за осажденный Ленинград. Спустя почти 40 лет на том самом месте, где в январе 1943 года действовала уникальная дерево-ледовая переправа и была прорвана блокада, был построен Ладожский мост. А спустя два года в его левобережном пандусе открылся Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Сегодня это единственная диорама в России, которая выполнена ленинградскими художниками – ветеранами Великой Отечественной войны.
Из истории:
Несмотря на то, что Ленинград оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух фронтов – Ленинградского с запада и Волховского с востока – должны были разгромить вражескую группировку, удерживавшую Шлиссельбургско-Синявинск
Командование фронтами было поручено генерал-лейтенанту Л.А. Говорову и генералу армии К.А. Мерецкову. Координировали взаимодействие представители Ставки – генерал армии Г.К. Жуков и маршал К.Е. Ворошилов. 12 января 1943 года после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, 67-я армия Ленинградского фронта нанесла мощный удар с запада на восток. Наступление поддерживали 2-я ударная и 8-я армии Волховского фронта, корабли, береговая артиллерия и авиация. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5-6 километров, а 14 января – до двух километров.
Командование немецко-фашистских войск, стремясь любой ценой удержать Рабочие посёлки № 1 и 5, перебрасывало свои подразделения с других участков фронта. Группировка врага несколько раз безуспешно пыталась прорваться на юг к своим главным силам. А через 6 дней, 18 января на окраине Рабочего посёлка № 1 под Шлиссельбургом части 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта соединились с частями 372-й дивизии Волховского фронта.
В этот же день был полностью освобождён Шлиссельбург и всё южное побережье Ладожского озера. К 18 января 1943 года в городе оставалось около 800 тысяч человек. Около полуночи по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград был украшен флагами. Появилась надежда на то, что родной город будет освобожден.
И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Пробитый вдоль берега коридор от Волховского фронта к Шлиссельбургу шириной 8-11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной.
По южному берегу Ладожского озера развернулось строительство железной дороги Шлиссельбург – Поляны протяженностью 36 км. 6 февраля по новой «Дороге жизни» в Ленинград пошли поезда.
Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан.