В начале февраля Россия подала в консультативный орган при ООН пересмотренную заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике за счёт присоединения хребта Ломоносова и других континентальных образований.
Ответственный секретарь Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Алексей Иванов считает, что Российской Федерации нельзя упустить свой шанс на определение высокоширотных границ российского арктического шельфа.
«Впервые заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике наша страна подала в 2001 году. Ее не отвергли и не приняли. Комиссия ООН предложила устранить целый ряд замечаний. Кроме того, Россия в том же году внесла представление о предлагаемом ограничении её континентального шельфа в Арктике. В соответствии с представлением часть дна Арктики было предложено отнести к международному району морского дна или «общему наследию человечества». И это при отсутствии обязательства у России подавать заявку в Комиссию по границам континентального шельфа! Конечно, это было ошибкой», – сказал он.
По его мнению, этим представлением Российская Федерация нарушила сложившийся в Арктике status quo, привнеся в этот регион нормы об «общем наследии человечества» и по существу признав, что в Арктике не весь шельф принадлежит Арктическим государствам.
Со времени подачи первой заявки российские учёные занимались устранением замечаний. Часть из них касалась карт рельефа дна, их недостаточной точности и детальности. Другая – относилась к неудовлетворительному, с точки зрения членов комиссии, обоснованию континентальной природы подводных хребтов Ломоносова и Менделеева и их неразрывной связи с Сибирским шельфом.
«Ход дискуссии в ООН показывает — созданные учёными и специалистами карты рельефа дна Комиссию в целом удовлетворяют, и есть большой шанс, что первая группа замечаний будет снята. Однако по второй группе ситуация не столь обнадёживающая: для того, чтобы предоставить неопровержимые доказательства природы арктического дна в спорном районе, понадобится ещё много лет и большое количество финансовых вложений. Путь этот сложный и затратный», — заявил Алексей Иванов.
В Совете по Арктике и Антарктике Совета Федерации вопрос определения высокоширотных границ российского арктического шельфа рассматривался в 2015 году с участием представителей МИДа и Министерства природных ресурсов и экологии России. Соответствующий доклад был подготовлен и разослан. Суть его состоит в следующем. Имеется альтернативный вариант доказательств права России на участок дна Северного Ледовитого океана, указанный в уточнённой заявке. Это чисто юридический подход, основанный на международных договорах и исходящий из того, что Арктика вообще не была предметом рассмотрения III Конференции ООН по морскому праву, а её правовой режим сложился задолго до принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
В 2008 году была принята Илулиссатская декларация, которую подписали пять арктических прибрежных стран – Россия, Канада, США, Дания и Норвегия. Декларация закрепляет уникальное положение пяти государств, их приоритет в арктическом регионе и отсутствие необходимости установления нового всеобъемлющего международного режима управления Северным Ледовитым океаном. В то время как НАТО и Европейский Союз ссылаются на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года и считают, что высокоширотный арктический шельф должен принадлежать всему миру.
«Наша позиция в этом вопросе прозрачна – не допустить пересмотра исторически сложившегося правового режима Арктики в пользу НАТО и Евросоюза. Ведь несмотря на то, что сегодня ни одна страна мира не в состоянии сделать промышленную добычу углеводородов на таких глубинах экономически выгодной, Арктический регион уже становится источником международной напряжённости. Причина понятна — идёт борьба за доступ к российским ресурсам, предназначенным для наших детей, внуков и правнуков», — подчеркнул ответственный секретарь Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации.