Привилегированные
Напомним, что Экспертным советом при минкомсвязи весной 2015 года были разработаны и утверждены критерии социально значимых СМИ. Газеты и журналы могли получить этот статус, если они существуют на медиарынке не менее пяти лет, не нарушают законы о СМИ, популярны у населения, и освещают проблемы людей с ограниченными возможностями. В этот список могли попасть и те, кто пропагандирует национальную и религиозную толерантность, делает материалы, ориентированные на детскую и подростковую аудиторию. Другими словами, слово «критерий» лишь на устах звучит грозно, а на деле статус социально значимого СМИ может получить любая периодика, отвечающая хотя бы нескольким из вышеперечисленных пунктов. Согласитесь, каждая вторая газета или журнал претендует на этот статус.
21 октября был опубликован предварительный перечень социально значимых периодических печатных изданий. На данный момент статус социально значимых СМИ получили 545 изданий, включая 6 якутских.
По информации заместителя министра связи и массовых коммуникаций Алексея Волина, статус социально значимого издания даст возможность получать скидки на услуги почтовиков во время подписной кампании. С 15 по 25 октября, в ходе Всероссийской декады подписки, Почта России дополнительно к скидкам издательств впервые предоставит дополнительную скидку в 15% на доставку социально значимых изданий в рамках подписки на первое полугодие 2016 года.
Дыра в три миллиарда
Сможет ли эта стратегия восполнить дыру Почты России в бюджете, которая образовалась после отмены субсидий из госбюджета в 2014 году? Тогда Почта перешла из ведения Федерального агентства связи (Россвязь) в прямое подчинение Минкомсвязи и лишилась 3,5 млрд рублей. Как заявлял тогда замминистра Михаил Евраев, предприятие должно само находить себе деньги, «за счет оптимизации работы, повышения ее качества и предоставления потребителям новых сервисов».
Лишение Почты России субсидии на корреспонденцию привела к повышению подписной стоимости для конечного потребителя, то есть нас с вами, в среднем на 25%. И это, позвольте отметить, впервые с 2008 года.
«В ситуации, в которой оказалась Почта России, мы вынуждены поднимать цены, потому что мы не покрываем полностью тех затрат, которые несет организация от подписной кампании, — говорил тогда генеральный директор «Почты России» Дмитрий Страшнов в интервью газете «КоммерсантЪ».
Ход конем
По мнению журналистов, без господдержки некоторые печатные издания могут поставить на себе крест. Ведь большинство региональных СМИ живет именно за счет подписки. То же касается и печатных СМИ Якутии, в первую очередь сахаязычных, в структуре тиража которых до 80% — тираж от подписки, а также районных изданий.
В роли альтернативы субсидии (хотя можно ли это назвать реальной альтернативой?) Минкомсвязь решило ввести статус социально значимых СМИ и предоставить им преференции. Некий ход конем.
«В ходе подписной кампании на 2-е полугодие 2015 года только за дни декад было оформлено более 3 млн подписок – это отличный результат, – отметила заместитель генерального директора по почтовому бизнесу Почты России Инесса Галактионова на этой неделе. – Очень важно, что Министерство связи и массовых коммуникаций выработало критерии определения и утвердило список социально значимых СМИ, это позволит сделать характер скидок более целевым и предоставить их именно тем СМИ, которые наиболее важны для населения».
Социально значимые СМИ направлены на патриотическое воспитание, укрепление института семьи и духовно-нравственных традиций семейных отношений, пропаганду здорового образа жизни, считает Минкомсвязь России. С каждой цитатой список статусных СМИ незримо вырастает. Еще в апреле их было чуть больше 160. Ныне статус социально значимых СМИ получили 545 изданий.
При подготовке к подписной кампании на второе полугодие 2016 года в перечень будут внесены изменения, заявляют в Минкомсвязи. Уже во втором полугодии в список войдут те издания, которые по ряду причин не успели подать заявки, а также могут исчезнуть некоторые из тех, которые есть сейчас.
Особый статус получат более 30 изданий Якутии
За I квартал текущего года федеральных субсидий было выделено на 22,8 млн рублей для социально-значимых СМИ. С пополнением списка эта цифра будет расти.
«После заседания комиссии перечень социально-значимых СМИ в ближайшее время будет дополнен и уже подготовлен полный и окончательный список изданий. В нее также может войти более 30-ти различных печатных изданий Якутии», — сообщил ЯСИА первый заместитель руководителя Департамента по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия) Николай Молчанов.
«Редакции сами решают направлять заявки в Минкомсвязь или нет. Перечень еще не обкатан. Получится ли предоставить какие-то льготы при подписке, и сколько изданий сможет потянуть «Почта России» — все под вопросом. В России очень много социально значимых изданий, в том числе изданий общественных организаций, научно-популярные журналы, детские издания, районные газеты, которые порой являются единственной периодикой на селе. Так что достаточно обширный предполагается список в будущем», — считает Николай Молчанов.
По поводу предполагаемых преференций у Молчанова также есть свое мнение. По его словам, к прежней сумме в 3 млрд рублей, которые получала «Почта России» от государства, нынешние дотации вряд ли приблизятся. Они будут лишь «посильной помощью».
«Преференция частично только снизит резко поднявшуюся стоимость подписки. Вы же понимаете, что основная доля в этой цене — доля почты за доставку, оформление и прочее. Подписка очень дорогая, особенно в нашем регионе. Если почта свою долю снизит, то для конечного потребителя цена подписки уменьшится. Но в целом она останется высокой по сравнению с предыдущими годами. Решение о предоставлении льгот для определенных СМИ лишь частично покроет ту разницу, которая была ранее, — считает Николай Молчанов. — Издательское сообщество России просит государство вернуть субсидирование Почты России на доставку периодики. Пока никто не знает и не может ответить — выстрелит ли идея с поддержкой социально значимых СМИ, поэтому пока опубликован лишь предварительный список изданий. Как это все пройдет, насколько это повлияет на читательские предпочтения, — увидим позднее».