В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 410-ФЗ) и Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (далее – Закон № 422-ФЗ) Агентство реализует полномочия ликвидатора негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также полномочия конкурсного управляющего в делах о банкротстве таких негосударственных пенсионных фондов.
Внесенными в законодательство изменениями, вступившими в силу 1 января 2014 года, на Агентство возлагаются функции по осуществлению ликвидационных процедур в отношении негосударственных пенсионных фондов, являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (далее – фонд-участник), а также в отношении негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих или осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не внесенных Агентством в реестр фондов-участников (далее – фонд).
Проведение ликвидационных процедур в негосударственных пенсионных фондах регламентируются положениями Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве). Согласно указанному закону Агентство осуществляет свои полномочия через назначенного из числа своих работников представителя, действующего на основании доверенности. До назначения Агентства конкурсным управляющим предусмотрено участие его работников в составе временных администраций по управлению фондами, назначаемых Банком России.
С даты принятия арбитражным судом решения о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства:
— прекращаются договоры об обязательном пенсионном страховании;
— не допускается отказ застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также регистрация соответствующих изменений в едином реестре застрахованных лиц Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР);
— прекращается рассмотрение заявлений застрахованных лиц о назначении накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и поступивших в негосударственный пенсионный фонд.
Конкурсный управляющий (ликвидатор) обеспечивает обособление средств пенсионных накоплений и средств пенсионных резервов от конкурсной массы негосударственного пенсионного фонда.
Проведение ликвидационных мероприятий в отношении фондов – не являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц осуществляется с учетом следующих особенностей:
— средства пенсионных накоплений подлежат передаче фондом в ПФР;
— в случае аннулирования лицензии у фонда до 1 января 2014 года при недостаточности средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в ПФР, указанная недостаточность возмещается Пенсионным фондом Российской Федерации в порядке, который определяется законодательством Российской Федерации;
— в случае аннулирования лицензии у фонда после 1 января 2014 года при недостаточности средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в ПФР, указанная недостаточность возмещается ПФР за счет средств Банка России. Требования Банка России, приобретенные в результате возмещения недостатка средств пенсионных накоплений, подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы в составе требований кредиторов первой очереди;
В целях выполнения полномочий конкурсного управляющего (ликвидатора) Агентство обязано: обеспечить прием и сохранность имущества фонда, проведение инвентаризации, оценки и последующий продажи имущества фонда, принять меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества фонда, находящегося у третьих лиц, предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед фондом, требования о ее взыскании, вести реестр требований кредиторов фонда, заявлять возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к фонду, передавать на хранение документы фонда, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.
В течение двух месяцев с даты опубликования сведений о признании негосударственного пенсионного фонда банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий составляет реестр требований кредиторов путем включения в него требований, заявленных в ходе деятельности временной администрации, и требований кредиторов, заявленных в ходе конкурсного производства.
В случае, если негосударственный пенсионный фонд одновременно осуществлял деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию, определяет и отдельно учитывает в реестре требований кредиторов: обязательства по пенсионным договорам (в том числе обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий) и состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов.
Конкурсный управляющий для погашения обязательств фонда, сформированных за счет пенсионных резервов, осуществляет:
1) выплату или перевод в другие фонды выкупных сумм либо передачу их в счет уплаты страховых премий по договорам страхования пенсий, заключенным со страховыми организациями;
2) передачу обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому негосударственному пенсионному фонду.
Пресс-служба ОПФР РФ по РС(Я).