Академия призвана выявлять, поддерживать и развивать молодые таланты, показывающие особые интеллектуальные способности, а также стимулировать массовое участие молодежи в научно-исследовательской и инновационной деятельности.
В настоящее время Малая академия наук проводит работу с одаренными детьми, которые обучаются по углубленным образовательным программам и выполняют научно-исследовательские проекты.
Министр проинформировала, что через образовательные программы ежегодно проходит более 3 тысяч лучших школьников республики. Отбор учащихся осуществляется на конкурсной основе по результатам муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников, региональных конференций, а также по итогам специальных программ и мероприятий, инициируемых Малой академией наук.
Малая академия наук РС(Я) является координатором проекта Агентства стратегических инициатив России «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в детских садах и начальной школе» в Якутии. В данное время проект реализуется в 115 дошкольных образовательных учреждениях и начальных школах республики.
Академией организована общественная деятельность молодых ученых и исследователей со школьниками. Также ведется разработка Плана мероприятий по реализации на территории республики Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
С 2016 года в Государственной программе РС(Я) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2019 годы» предусмотрены средства в размере 6 млн. рублей на выплату ежегодной стипендии Малой академии наук для 100 действительных членов (3000 рублей ежемесячно) и членов-корреспондентов (2000 рублей ежемесячно). Кроме этого, предусмотрены средства в размере по 200 тысяч рублей на 10 грантов для учащихся на проведение научно-исследовательских работ, включая научные экспедиции.
Ректор Малой академии наук Республики Саха (Якутия) Владимир Егоров доложил о результатах деятельности академии в 2015 году. Одним из главных достижений учреждения является организация и проведение Всероссийской олимпиады школьников по всем предметам и олимпиады школьников в республике.
В улусах проведены комплексные научные экспедиции школьников, археологические и палеонтологические туры в Верхоянском, Вилюйском, Горном, Абыйском районах с участием 133 школьников. В 2016 году планируется провести комплексную научную экспедицию школьников уже во всех улусах республики.
На базе районных образовательных организаций в каждом муниципальном образовании республики созданы 36 региональных отделений Малой академии наук.
Владимир Егоров поблагодарил за поддержку академии ее стратегических партнеров. Среди них Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Сибирское отделение Российской академии наук, Академия наук Республики Саха (Якутия).
В числе главных направлений деятельности академии в 2016 году ректор видит развитие партнерства с ведущими научными и образовательными центрами страны и мира, расширение дистанционных форм работы с одаренными детьми, создание современной научно-технической среды и материально-технической базы.
Егор Борисов согласился с мнением участников совещания, которые дали итоговую положительную оценку работе Малой академии наук Якутии, и признал ее деятельность состоявшейся.
Вместе с тем, глава указал на ряд важных моментов, которые необходимо учитывать в дальнейшей работе. Прежде всего он призвал коллег продолжить поиск юных талантов, охватывая все районы республики. Особое внимание Егор Афанасьевич попросил обратить на сложности, связанные с географическими особенностями региона. Для тех детей и школьников, которые по причине отдаленности своего района не имеют возможности вовремя приехать в Якутск для участия в олимпиадах, Ил Дархан рекомендовал предусмотреть дистанционные формы участия в учебных программах. «Ни один талантливый ребенок не должен остаться без нашего внимания и поддержки», – резюмировал Егор Борисов.