«Извините, проспал»: Эксперт-психолог о том, как перестать опаздывать

339

Студенты и опоздания – понятия неразлучные: ни один день в учебном заведении не обходится без того, чтобы кто-то не опоздал на занятия. Со привычками молодости мы расстаемся трудно – вот уже человек с дипломом и должностными обязанностями игнорирует будильник и прибегает на работу с виноватым видом. В чем корни вредной привычки? Анализирует психолог Юлия Семенова.


Юлия Семенова – директор Центра практической психологии Северо-Восточного федерального университета

В регулярных опозданиях могут крыться психологические проблемы. В основном, вся вина в отсутствии у молодежи привычки к самоконтролю. В школе ребенка одевают и отправляют в школу родители, в университете же студент достаточно взрослый, чтобы следить за собой сам – если в детстве его недостаточно хорошо воспитали самостоятельности, то со временем у него могут появиться сложности с личностными и волевыми качествами.

В психологии существует понятие «здоровая привязанность», проявляющаяся у ребенка в детстве к своим родителям. При формировании личности ребенка «привязанность» переходит в стадию «самостоятельности».

Если родители не приучили своего ребенка самостоятельности, то в будущем он психологически и физически не сможет взять ответственность за свои действия. Со временем это может вылиться в проблемы с личностными и волевыми качествами

Часто опоздания у студентов случаются из-за проблем в отношениях с преподавателем. Психологи называют это явление «сопротивлением»: студенту не нравится определенный преподаватель, из-за чего он приходит на пары нехотя, иногда позволяя себе опоздать – так он избегает того, что доставляет ему негативное эмоциональное напряжение.

Без сомнений, проблема опозданий не обходит стороной и преподавателей. Если опустить бытовые причины, иногда это может быть та же реакция сопротивления, только на этот раз преподавателя на студентов. Возможно, педагог замечает, что учащимся на его парах неинтересно, и из-за этого многие на них опаздывают или вовсе не посещают, вследствие чего у учителя также теряется интерес к должному ведению пары. Главное при таких случаях – это сразу решить проблему взаимоотношений между преподавателем и учащимися, найти компромисс.

Но все же самые встречающиеся причины опозданий у молодежи относятся к бытовым. Студенты, не успевающие на занятия, чаще всего просто неправильно рассчитывают свое время. Если по умолчанию путь до учебы у них занимает условные полчаса, то студенты часто забывают включить туда время, которое они тратят на завтрак, ожидание автобуса, возможные пробки в пути. В итоге из-за регулярных опозданий молодежь, не осознавая своих ошибок, начинает «биться головой об стену», когда причины находятся совсем рядом.