В конце прошлого года исполнилось 85 лет легендарному речнику Якутии, Герою Социалистического Труда, человеку, с именем которого связано немало славных вех в истории речного флота республики, Михаилу Федоровичу Спиридонову. В преддверии праздничных мероприятий, посвященных его памятному юбилею, он рассказал о своей жизни и трудовых подвигах.
— Михаил Федорович, расскажите, как вы впервые вышли на реку, что вы чувствовали?
— Надо начать с того, что жизнь у меня была, как говорится, не сладкая. Я рано потерял мать, рос в интернате. Так как время было военное, уже с малых лет мы работали наравне со взрослыми. Поэтому в 15 лет я пошел работать рядовым матросом в Северное якутское речное пароходство, впервые на реку вышел на небольшом катере, и, скажу вам, эти ощущения непередаваемы, даже спустя столько лет я в сердце храню те воспоминания.
С самого начала мне попался хороший наставник — капитан Богатырев Афанасий Данилович, именно благодаря ему я получил все свои матросские навыки. Сам Богатырев страстно любил свою профессию, он почитал и уважал великую реку Лену и эту любовь он прививал каждому своему ученику, каждому матросу в его подчинении, и я безмерно ему благодарен за это.
— А насколько отличались условия труда матроса в те времена по сравнению с сегодняшним днем?
— Отличия были существенные. Тогда по рекам ходили колесные пароходы, которые работали на дровах, речной путь был оборудован слабо и работы у всего командного состава были не из легких. Однако, трудности нас только закаляли, мы работали как слаженный механизм, старались справляться со всеми поставленными задачами только на отлично. Представьте, мы совершали рейсы на таких колесных пароходах в низовья Лены, на Оленёк и Яну, нередко в условиях арктической осени, а сейчас такие корабли не допускают даже до устья реки Алдан. Как сейчас помню, что жестокие ветра, волны, льды, рассказы Богатырева об его участии в работе полярных экспедиций Шмидта, Папанина, Евгенова, Матисена только укрепили мое желание занять свое место на капитанском мостике.
— Расскажите о самом запоминающемся моменте вашей жизни.
— В 17 лет я пошел учиться в Благовещенское речное училище, с этого момента начинается взлет моей капитанской карьеры, хотя о карьере я сильно не думал, просто выполнял свои обязанности. В 1954 году я стал капитаном теплохода «Генерал Ватутин», в 1960-м работал на буксире «Юпитер», а в 70-е на танкерах «50 лет ЯАССР» и «Советская Якутия».
Хочу вам рассказать о событиях, которые произошли в 1976 году. Я тогда был капитаном танкера «50 лет ЯАССР». 17 сентября мы работали на устье реки Яна, в тот день разбушевался шторм, мокрый снег, ветер такой, что устоять на ногах невозможно, пятиметровые волны, смывающие все с палубы корабля. И в таких условиях рядом с нами работали 5-тысячный танкер и сухогруз СП-901. Эти два судна на наших глазах начали тонуть, нам пришлось в спешном порядке спасать экипаж судов. Благодаря слаженной работе команды мы со спасательной операцией справились менее чем за 2 часа, и успели вовремя — как только сняли последнего члена экипажа с терпящего бедствие сухогруза, в течение нескольких минут судно ушло на дно. В тот день моя команда спасла жизни более 30 человек.
— А был ли такой момент, когда судно под вашим командованием терпело бедствие?
— За все 60 лет моей работы ни одно судно, где я был матросом или капитаном, не ломалось и не тонуло.
— Заканчивая наш разговор, хотелось бы спросить — считаете ли вы себя счастливым человеком?
— А счастье оно в чем? Это семья, это внуки, которых сейчас воспитываю, и, конечно, работа — любимое дело, которому я посвятил практически всю свою жизнь. Поэтому могу с уверенностью сказать, что я — счастливый человек!