Такое подорожание, само собой, было связано с ростом курса валют по отношению к рублю, объясняют эксперты. Погоду на этом рынке устанавливают крупные игроки. По оценке исследовательского агентства Magram MR, только на долю Procter&Gamble в начале 2015 года приходилось 44 % всего рынка. Доля российских производителей не превышала 30 %.
Даже те производители, что изготавливают продукцию в России, закупают упаковку (банки, бутылки или заготовки для их выдувания), а также большую часть ингредиентов (растворители, отдушки) за рубежом.
Так что увеличение стоимости валюты неизбежно повысило себестоимость готовой продукции, рассказал «Российской газете» гендиректор CityNature.ru Михаил Пестерев. Львиная доля моющих средств даже под российскими марками до сих пор производится за пределами нашей страны
«В 2016 году тенденция, судя по всему, сохранится, поскольку собственная сырьевая база для обеспечения производителей хозтоваров в России не развита», — согласна управляющий партнер АО «2К» Тамара Касьянова.
В целом рост потребительских цен, по предварительным оценкам, в 2015 году составил 12,9 %. Это сопоставимо с показателем 2014 года (11,4 %), но в среднем в два раза выше показателей 2011-2013 годов (6,1-6,6 %).
Продовольственные и непродовольственные товары подорожали примерно одинаково: 14 и 13,7 % соответственно. И в той, и в другой категории были свои «лидеры» и «отстающие».
Продовольственные товары в 2015 году в среднем подорожали на 14%Например, из продуктов питания за весь год практически не выросли цены на мясо свинины и птицы, которые в России производятся в достаточном количестве, чтобы покрыть потребности рынка.
А вот подсолнечное масло подорожало на 37 %, рыба и макароны — на 20, плодоовощная продукция — а 17 %.
Среди непродовольственных товаров сильнее других подорожали сигареты (26,6 %), моющие средства (22,4 %) и ткани (19,7 %). Зато практически не выросли цены на бензин. Он поднялся в цене всего на 4,8 %.
Среди услуг, по данным Росстата, сильнее всего в прошлом году подорожали страхование и зарубежные поездки — примерно на 20 %.
По словам предcедатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрея Карпова, от 2016 года торговля не ждет хороших результатов. Потребительский спрос, очевидно, будет падать. Пока это выразится в замедлении темпов роста продаж, а не в их сокращении.
Цены в интернет-магазинах меняются более гибко, говорит управляющий партнер «220 Вольт» Алексей Федоров. Так что иногда там можно найти более дешевую продукцию, так как обычные магазины часто поднимают цены «впрок».
«Мы ожидаем сокращения продаж в штуках на 20 процентов, но при этом из-за повышения курса валют оборот в денежном выражении останется таким же, как в 2015 году», — ожидает эксперт «Российской газеты».
Исследования показывают, что россияне стали активно закупать продовольственные товары впрок.
Так, опрос Magram MR в 3-м квартале 2015 года показал, что 7 % россиян стали запасать продукты (в два раза больше, чем в начале года).
Около 70 % опрошенных закупали впрок сахар, 43 % — макаронные изделия, 42 % — муку, 34 % — рис, 29 % — гречневую крупу, 27 % — пшеничную муку.