Три с небольшим года назад в Нижнем Бестяхе в актовом зале местного транспортного техникума прошел форум с говорящим названием «Инвестиционный потенциал МР «Мегино-Кангаласский улус» с приходом железной дороги». В минувшую пятницу, 29 июля, в этом же зале прошло выездное заседание правительства республики, в повестке которого значился один-единственный вопрос о первоочередных мерах по социально-экономическому развитию Мегино-Кангаласского района.
Повторение непройденного
Как можно догадаться, автор этих строк стал свидетелем обоих, спору нет, весьма важных для улуса и поселка событий. Вот только на протяжении весьма краткого последнего заседания у меня складывалось полное ощущение того, что где-то я все это уже слышал и даже видел. Ну да, конечно, три года назад.
К примеру, и тогда, и сейчас говорили о строительстве межрегионального реабилитационного центра «Абалах» на базе действующей одноименной грязелечебницы. «Я лично вот уже четвертый год пытаюсь сдвинуть этот вопрос с мертвой точки, но почему-то ничего не меняется», — заявила председатель правительства Галина Данчикова.
Или взять основную специализацию местного населения — сельское хозяйство. Три года назад было представлено множество проектов по развитию переработки сельхозпродукции. Однако, судя по безрадостной статистике, большинство замыслов так и осталось на бумаге.
Судите сами, по итогам первого полугодия выполнено всего 8 из 13 доведенных заданий по производству важнейших видов продукции. Лишь на 25 процентов выполнен план по мясу скота и птицы, на 65% по яйцам, на 64% по хлебу и хлебобулочным изделиям. С такими темпами скоро перерабатывать будет нечего.
Получается, что инвестиционный потенциал в большинстве своем не реализован, и потому вновь и вновь приходится говорить об очередных, в этот раз уже первоочередных мерах.
Нет стройки — нет развития
Говоря о причинах столь безрадостной картины, глава улуса Николай Старостин несколько раз повторил, что снижение основных экономических показателей в первую очередь связано с тем, что с завершением строительства железной дороги ушли прописавшиеся здесь обособленные подразделения крупных строительных компаний. Соответственно, снизились даже налоговые отчисления, а безработица, наоборот, выросла.
Единственное, что в Нижнем Бестяхе идет в рост, так это торговля. Невооруженным глазом видно, как здесь возводятся торговые центры один крупнее другого. То есть предприниматели давно смекнули, что расположенный на перекрестке всех транспортных путей поселок служит идеальным местом для извлечения прибыли за счет торговой надбавки.
А вот инициируемый государством транспортно-логистический центр до сих пор не построен. Вернее, планы по его формированию, конечно, есть, и даже в очередной раз обозначена дата его ввода в строй — 31 декабря 2017 года. Но, учитывая, что данный объект напрямую связан со вводом в эксплуатацию пускового комплекса Томмот — Нижний Бестях, который откладывается вот уже третий год подряд, то нельзя быть полностью уверенным и в вышеназванном сроке.
Культурно-спортивные приоритеты
Примечательный, на мой взгляд, диалог случился в ходе основного доклада Николая Старостина. Когда глава стал перечислять статистические данные и перешел к основным пунктам розданного всем присутствующим плана первоочередных мер, премьер-министр прервала его вопросом: «Хорошо, об этом мы знаем, все пункты были согласованы в министерствах, а какие приоритеты вы обозначаете для себя и улуса в целом?» Ответ, честно говоря, немного удивил. «Строительство социальных, спортивных объектов для улучшения жизни населения. В том числе многофункциональный культурный центр в селе Майя», — заявил, немного помявшись, Николай Старостин.
Конечно, культура и спорт — дело хорошее, но почему бы не поставить во главу угла вопрос развития производства. Причем именно не крупного и капиталоемкого, а локального, не требующего больших вложений. То есть с использованием так называемых малогабаритных технологий, позволяющих создавать локальные производства, способные конкурировать с завозной продукцией.
Новая агломерация
Как было обозначено в повестке, все первоочередные меры по развитию улуса направлены на формирование транспортно-логистического узла. Всего их 24 — от ввода в эксплуатацию пускового комплекса железной дороги до строительства водозаборных и канализационных сооружений, а также столь приоритетных для местных властей социальных объектов.
Среди них особняком стоит пункт о создании агломерации «Нижний Бестях». Это чисто организационное мероприятие, не требующее больших расходов. То есть речь идет сразу о нескольких населённых пунктах, объединённых интенсивными производственными, транспортными и культурными связями, которые следует объединить для более эффективного управления. В данном случае речь идет о селах Майя, Хаптагай, Павловск и, собственно, поселке Нижний Бестях.
Честно говоря, это едва ли не единственное новое веяние, услышанное автором в череде старых призывов о первоочередных мерах.
Источник: Газета «Якутия»