В Китае и США ноябрьские сейлы с каждым годом все популярнее: в «Черной пятнице» в прошлом году участвовало 133 млн американцев, а электронную площадку китайского Дня холостяков только в первую минуту посетили 13,7 млн покупателей.
«День холостяков», конечно, странное название для праздника распродаж в России, но, как бы то ни было, в этом году он наконец будет доступен россиянам — на площадке Aliexpress китайского гиганта Alibaba и на сайте его ближайшего конкурента, онлайн-супермакеркета JD.com (оба ресурса русифицированы). Последний давно присматривался к российскому рынку и теперь, заручившись поддержкой «Почты России», намерен покорить его, и именно День холостяков был выбран, чтобы с помпой обозначить свое присутствие. Отметим, что в 2014 году магазин заработал в этот день 3,1 млрд долл. (у Aliexpress доходы превысили 9 млрд долл.).
Основной фишкой китайской распродажи станут так называемые flash-продажи, или мгновенная ликвидация, когда лимитированное количество товара выставляется с большой скидкой. Во всем мире такая схема набирает популярность, так, в Индии в 2014 году 20 тыс. смартфонов китайской марки Xiaomi раскупили за 2,5 секунды. В День холостяков на JD.com тоже предлагается купить товары по flash-модели, всего 48 наименований со скидкой более 90%. Пользователю нужно лишь зарегистрироваться на сайте (лучше заранее — количество товаров ограничено), выбрать после начала акции интересующий товар, оплатить через PayPal или банковской картой и дождаться доставки.
В России flash-продажи пока в диковинку, что видно из попыток того же JD.com реализовать у нас в этом году телефоны WileyFox. «Да, первые 1000 смартфонов за 89 долларов раскупили за 38 минут, но было огромное количество негативных отзывов. Пользователи, даже блогеры и журналисты, просто не знали, что такое flash-продажи, не понимали, как делать покупки в таком формате. Скажем, условия акции подразумевали «лайк» в соцсетях или участие в онлайн-голосовании с последующим предзаказом на сайте, но пользователи почему-то подумали, что раз они поставили «лайк», ничего не заплатив, то они уже обладатели товара, и возмущались потом, что их надурили»,— рассказывает один из участников событий.
Вне зависимости от результатов Дня холостяков и flash-продаж китайский ритейл по всем признакам ждет успех в России, об этом красноречиво говорят показатели за первое полугодие 2015 года: всего в Россию доставили 200 млн заказов из-за рубежа, из них 50 млн — из КНР.«После девальвации рубля россияне стали покупать в западных интернет-магазинах значительно меньше, а продажи в китайских интернет-магазинах растут. Мы стали беднее практически в два раза, и покупатели меняют структуру своего спроса в пользу более дешевых товаров»,— считаетАлександр Букуров. С ним согласен глава «Яндекс.Маркета» Павел Алешин: «Там, где это возможно, более дорогие и качественные товары из Европы и США заменяются на более дешевые китайские. Так, за этот летний сезон число платежей через «Яндекс.Кассу» на китайских сайтах выросло в 11 раз».
Серая пятница
С 7 часов вечера 26 ноября россияне смогут приобщиться к «Черной пятнице» — сейлу, пришедшему из США. Там «пятница» устраивается преимущественно в традиционных магазинах и торговых центрах, для интернет-ритейла за океаном придумали отдельный сейл — «Киберпонедельник». В России же «Черная пятница» проходит преимущественно в онлайн-формате, в силу чего «Киберпонедельник» проходит на два месяца позже, в двадцатых числах января.
Успехи у российской «Черной пятницы» пока куда скромнее, чем у американской: в 2014-м в этот день закупились только 5 млн человек. Вообще-то у нас этот сейл существует только с 2013 года, но дело не только в новизне «Черной пятницы» — первую распродажу в известной степени дискредитировали недобросовестные ритейлеры. Многие магазины пытались реализовать залежавшийся товар под видом нового со скидкой или же повышали цену за несколько дней до акции, а в день сейла снижали, маскируя под дисконт, в связи с чем интернет-пользователи окрестили распродажу «серой пятницей».
Успехи на местах
Рост интереса к онлайн-распродажам можно на первый взгляд приписать к растущим показателям отечественного рынка e-commerce в целом. Вместе с тем центр социологических и маркетинговых исследований «Ромир» советует не спешить признавать e-commerce панацеей от кризиса. «Если рассматривать динамику в денежном выражении, то да, мы видим прирост в этом полугодии в 21% в рублях»,— рассказывает руководитель департамента панельных исследований «Ромира» Инна Афанасьенко. Есть и более динамично растущие категории, безусловно, это одежда, где интернет-магазины в целом развиваются быстрее, бытовая техника. Но в фактических продажах по сравнению с прошлым годом тот же рынок бытовой техники упал на 35%. «Так что в деньгах мы видим рост, а в объемных показателях — падение по сравнению с прошлым годом»,— констатирует эксперт. «Наша собственная статистика подтверждает рост продаж интернет-предпринимателей на 25-30% год к году. С такими данными хотелось бы сказать, что кризиса не существует. Но общую картину портит статистика продаж офлайн, где у многих компаний наблюдается спад, который не покрывается ростом в онлайне. К тому же не все компании могут уйти в онлайн, реальный сектор экономики в интернет не перенести. И одними распродажами тут дело не исправить»,— считает Евгений Иванов, руководитель Tiu.ru.
Один из драйверов развития регионального e-commerce — обновленная «Почта России», где два с половиной года назад сменилось руководство. «Почта стала работать просто идеально, спасибо новой команде за это. От российских ритейлеров почти не поступает жалоб на их работу, они стали полноценным оператором интернет-торговли. Новые руководители пришли в «Почту России» из коммерческих структур, это не чиновники, а люди, понимающие бизнес и его потребности»,— рассказывает Алексей Федоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и управляющий партнер магазина «220 Вольт».
Секрет регионального онлайн-роста еще и в том, что крупные офлайн-магазины представлены в небольших городах гораздо хуже, чем в Москве, ассортимент в них скромнее, а цены порой даже выше столичных из-за дорогой логистики. Таким образом, онлайн-ритейл имеет важные достоинства в глазах провинциальных покупателей и предприятий.
Экспансия в регионы выгодна и самим интернет-магазинам — там клиенты чаще вынуждены покупать по предоплате, а доставка осуществляется по почте, благодаря чему можно сэкономить на курьерах. «Несмотря на сложную ситуацию в экономике, если раньше в региональных онлайн-магазинах были доступны только сотни видов наименований продукции, то теперь их десятки тысяч»,— говорит Александр Букуров. А Иван Кургузов из Oborot.ru отмечает, что все мало-мальски успешные магазины, у которых есть хотя бы несколько сотен заказов в сутки, сегодня открывают в регионах подразделения, продают франшизы местным предпринимателям или просто налаживают поставки из Москвы.