Прокуратура: Чтобы права потребителей не нарушались, нужно быть внимательными

190

Сегодня, 15 марта, отмечается Всемирный день прав потребителей. О том, как якутянам правильно защищать свои права, рассказывает прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры республики Александра Шибина.


Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусматривает два варианта защиты прав граждан. Первый подразумевает досудебную защиту, то есть претензионное производство, а второй является судебным (исковым). Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) — добровольно удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро восстановить нарушенное право.

В соответствии с российским законодательством потребитель вправе:

1) либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу (изготовителю, исполнителю);

2) либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя требований продавцу (изготовителю, исполнителю).

Статья 11 Гражданского кодекса РФ закрепляет такую форму защиты нарушенных прав потребителя как обращение в суд с соответствующим иском.

Отдельно стоит отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите прав потребителей потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

По спорам, связанным с защитой прав потребителей, в суд, кроме самого потребителя могут обращаться:

— Роспотребнадзор и его территориальные органы;

— иные органы в случаях, установленных законом (например, прокуратура);

— органы местного самоуправления;

— общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица.

Вместе с тем, в определенных случаях потребителю, прежде чем обратиться с соответствующим исковым заявлением в суд, необходимо пройти стадию досудебного (претензионного) разрешения спора с исполнителем. Претензионное производство имеет ряд плюсов по сравнению с судебным разбирательством. Претензионное производство позволяет оперативно и без дополнительных расходов (оплата услуг представителя, проведение судебной экспертизы и другие) установить обстоятельства спора и при необходимости принять меры для восстановления нарушенных прав потребителя. Также стоит отметить, что в соответствии со статьями 202 и 203 Гражданского кодекса РФ предъявление гражданином-потребителем претензии не является основанием приостановления или прерывания течения исковой давности.

Относительно оформления претензии, стоит отметить, что она подается в произвольной письменной форме, которая пишется на имя продавца (исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть предъявляемых требований, указывается факт отказа удовлетворения устных требований. В претензии должно содержаться требование добровольного удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать кроме защиты его права возмещения материального и морального вреда. Претензия, подписанная заявителем с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по существу претензии передается адресату. На втором экземпляре необходимо сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату. Таким образом, предъявление претензии по большинству дел о защите прав потребителей необязательно, но рекомендуется как возможный досудебный порядок урегулирования споров, способ конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и документально зафиксировать момент, начала отсчета срока удовлетворения требований потребителя.

С 1 января 2017 года вступили в законную силу изменения, регламентированные Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие дополнительное условие для обращения в контролирующие и надзорные органы по вопросам защиты прав потребителей. Так, законодатель обязал потребителей осуществлять претензионное урегулирование возникшего спора с продавцом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) и только после бездействия потребитель вправе обращаться за защитой в контролирующие и надзорные ведомства.

Следует также обратить внимание, что в 2016 году в большинстве субъектов Российской Федерации участились обращения граждан в правоохранительные органы с заявлениями о совершении в отношении них преступлений, связанных с навязыванием услуг по установке систем очистки воды.

Менеджеры недобросовестных организаций, демонстрируя товар, пользуясь юридической неграмотностью граждан и их пожилым возрастом, вводят их в заблуждение относительно свойств товара и его стоимости, фактически производят его установку, заключают договор купли-продажи.

Лишь расставшись с денежными средствами, граждане осознают, что приобретенный товар навязан продавцом, фактически им не нужен и не оказывает влияния на качество воды.

Необходимо иметь в виду, что в силу ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в том числе, сведения об основных потребительских свойствах товаров, цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

Подписывая договор купли-продажи товара, гражданин добровольно выражает свое согласие на условия указанные в нем, в связи с чем его расторжение в последующем может вызвать определенные трудности.

Указанный договор может быть расторгнут сторонами добровольно, кроме этого в судебном порядке при этом каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.