Олег Мироновский: Особая роль правового просвещения граждан постоянно возрастает

537

Накануне Дня Конституции РФ ЯСИА публикует статью руководителя секретариата Конституционного суда РС (Я), кандидата юридических наук, доцента Олега Мироновского «Современное развитие государственной политики в сфере правового просвещения граждан», посвященную актуальным проблемам правового просвещения.


Развитие правового демократического государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые конституционные ценности и принципы, как народовластие, верховенство права, приоритет неотъемлемых прав и свобод человека. В отечественном юридическом сообществе перманентно протекает научная дискуссия о целесообразности, значимости и актуальности правового просвещения граждан, эффективности просветительской деятельности государства и институтов гражданского общества, необходимости модернизации ее организационно-правовых основ, как федерального, так и регионального уровня. На юридических форумах и в юридической литературе активно обсуждаются проблемы повышения правовой культуры, развития правосознания и правого просвещения, разнообразные вопросы формирования системных правовых знаний о значимости верховенства права, его роли как социального регулятора и элемента культуры общества, важнейшего фактора формирования личности активного и ответственного гражданина, осознающего свои права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего умениями использовать правовые знания.

Биологическая субстанция человека не наделяет его априорными знаниями о нормах общежития. Правила общественной жизни человек постигает в процессе социализации, в том числе правовой. Правовая социализация представляет собой процесс введения субъектов права в функционирующую в данном обществе правовую культуру. До XXI в. считалось, что социализация человека завершается с окончанием его юности. Сегодня в современном динамичном обществе человек обучается и переучивается всю свою жизнь. Каждый человек в течение своей жизни получает правовые знания в учреждениях образования, знакомится с интересующей его правовой информацией в средствах массовой информации, книгах, интернете, черпает знания у профессиональных юристов, коллег и друзей. Однако часто полученная информация правового характера является разрозненной, неясной, или даже противоречивой, нелогичной и невозможной к применению в конкретной жизненной ситуации. Поэтому количество и качество получаемых человеком правовых знаний должно быть таково, чтобы их совокупность неминуемо привела его к такому уровню правового сознания и правовой культуры, который предполагает наличие правовой подготовки и системы стойких убеждений, характеризующихся признанием ценности права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владению умениями и навыками реализации своих права и добросовестного исполнения обязанностей.

На сегодняшний день определение понятия «правовое просвещение» законодательно не закреплено. Однако отсутствие легальной дефиниции не препятствует ее доктринальной интерпретации в юридической науке. Представляется возможным сказать, что правовое просвещение понимается как целенаправленная и систематическая деятельность государства и институтов гражданского общества по ознакомлению населения с вопросами установления и реализации правовых норм и выработке умений и навыков их использования для формирования высокого уровня правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и негативной деформации правового сознания, обеспечения процесса духовного формирования личности в соответствии с концепцией правового демократического государства и парадигмой конституционализма.

Содержанием правового просвещения является приобщение граждан к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах человека, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Под содержанием правового просвещения понимается часть социального опыта в сфере правовой культуры, в которой выделяются такие ее составляющие как: правовая грамотность – теоретическая составляющая, правовое мышление и правовая умелость – эмпирическая составляющая. Правовая грамотность – это знания о сущности понятий: право, нормативный правовой акт, закон, конституция, законодательство. Правовое мышление и правовая умелость основываются на правовых знаниях и представляют собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с позиций норм права, умение подключать правовые знания, проектировать свои действия на существующую действительность, осознавать ценность прав, свобод и обязанностей для себя, общества и государства, умение их осуществлять в практической общественной деятельности.

Главными целями правового просвещения являются: достижение прочных знаний граждан о праве и законодательстве, законности, правах и обязанностях человека; воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки, повышение авторитета закона как социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом; создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в юридической деятельности, а также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям нарушения закона.

Значение правового просвещения для полноценного и гармоничного развития человека осознавалось еще в государствах Древнего мира. Так, например, Конфуций основным регулятором поведения человека считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов. Сократ и Платон обосновали концепцию гражданского воспитания и гражданской заинтересованности как фактора гармоничного формирования человека. Аристотель сформулировал обоснование взаимосвязи и позитивном воздействии законов на воспитание человека. В Древнеримском государстве требование обязательного знания Законов ХII таблиц обусловило в последствии возникновение потребности в юридическом обучении. Идеи правового просвещения получили активное развитие в эпоху Нового времени. Так, Гельвеций обосновал прямую и тесную взаимосвязь знания законов и воспитания личности. Кант провозгласив «категорический императив», согласно которому надо поступать «так, чтобы правила твоего поведения могли стать принципом всеобщего законодательства», отмечал важность проблемы формирования правосознания человека, считая, что «разумной жизни личность может добиться», овладев наукой, обретя нравственность и долг, постигая ценности правового государства.

Российская императрица Екатерина II в «Наказе» 1767 года высказывала необходимость «подготовки умов к осуществлению законов посредством школьных книг, которые содержат в себе изложение законов». В 1783 году было издано предназначенное для чтения в народных городских училищах пособие «О должностях человека и гражданина». По Уставу учебных заведений 1804 года предусматривалось изучение вопросов государства и права в содержании двух учебных предметов в выпускных классах: «Право естественное» и «Право народное». При правлении Николая I в учебных учреждениях было введено преподавание законоведения. Распространение либеральных воззрений и активизация деятельности революционных социально-политических организаций в Российской империи во второй половине XIX века сделали популярными идею о неотъемлемых правах и свободах человека, представляющую собой основную догму в концепции естественного права, которая не соответствовала официальной государственной политики того времени. Вследствие этого изучение права было исключено из учебных программ общеобразовательных учреждений. Устав гимназий 1864 года исключил законоведение из учебного плана и содержал указание о необходимости бесед по правовым вопросам в послеурочное время, которые проводились либо директором учебного заведения, либо назначенным им преподавателем.

Советский период характеризуется крайней идеологизированностью общественной жизни, процессом деформации правовых норм в соответствии с идеологической конъюнктурой. Советское право обслуживало политические интересы правящей коммунистической партии, являлось государственным инструментом классовой борьбы и масштабных политических репрессий, вследствие чего право приобрело условный характер, не являясь таковым в действительном значении. Источником создания законодательства того времени выступал не парламент, как законодательный орган государственной власти народного представительства, а партийный аппарат. Моделирование советского правосознания в специфических условиях политической несвободы привело к развитию таких сформировавшихся в соответствии с классовым подходом феноменов, как советское право, социалистическая правовая культура, социалистическая законность.

В настоящее время Российское государство и общество переживают этап реформ, направленных на последовательное утверждение в сознании россиян общечеловеческих конституционных ценностей, прошедших многовековой путь становления, — это народовластный суверенитет и самоуправление народа, выражающиеся в институтах непосредственной и представительной демократии, гуманизм, выражающийся в приоритете прав и свобод человека, идеологический и политический плюрализм, верховенство права, разделение государственной власти и другие.

Реформа отечественной правовой системы привела к разработке и принятию всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции Российской Федерации, обширного корпуса законодательства, призванного обеспечить создание механизма народовластия, построение правовой государственности, рыночной экономики, реализацию общепризнанных эволюционно-прогрессивных принципов конституционализма и парламентаризма, утверждение международных стандартов прав и свобод человека. Конституция России провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту — обязанностью государства. Согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Период конца ХХ и начала ХХI веков стал переломным в истории российской государственности. Этот период формирования правовой культуры можно назвать этапом выражающейся в определенном уровне нормативно-правового обеспечения государственной жизни, а также правоприменительной деятельности. Для построения нового государства необходимо было формировать правосознание особого, нового типа, готового к построению принципиально новых общественных отношений. Поэтому одной из главных целей деятельности российского государства стало утверждение правовой культуры как качественного состояния жизни российского общества, а правовое просвещение – приоритетным направлением государственной политики.

Правое просвещение как деятельность органов государства и институтов гражданского общества не может осуществляться без соответствующего нормативного и организационного обеспечения. В настоящее время на уровне федерального регулирования отсутствует отдельный законодательный акт, регламентирующий процесс правового просвещения граждан. В действующем федеральном законодательстве присутствуют только фрагментарные положения, регулирующие организационные основы правового просвещения. Так, в статье 1 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» содержится положение о том, что данный Закон устанавливает, помимо гарантий и организационно-правовых основ предоставления бесплатной юридической помощи, также и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. Вместе с тем вопросам правового просвещения в данном Законе посвящена только одна статья, в которой происходит смешение правового информирования и правового просвещения. Также законодатель не определился с терминами и понятиями, используемыми в этом Законе.

Вследствие отсутствия отдельного нормативного правового акта, посвященного правовому просвещению граждан, правовое просвещение как направление деятельности государственных органов, либо как право граждан упоминается в таких федеральных законодательных актах как: «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О некоммерческих организациях», «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и др.

Помимо законов, федеральными органами государственной власти приняты подзаконные нормативные правовые акты, в которых обозначаются вопросы правового просвещения. Так, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» одной из задач молодежной политики является развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи, которая должна быть реализована путем развития гуманитарного и правового просвещения молодежи. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 г. № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014 — 2016 годы» содержит перечень мероприятий, направленных на повышение уровня антикоррупционного просвещения, сгруппированных в два раздела: разработка и совершенствование правовой базы в целях создания условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей; принятие организационно-управленческих решений по обеспечению условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей. Реализация обозначенных мероприятий, как отмечается в программе, будет способствовать повышению правового сознания граждан.

Документом стратегического значения являются утвержденные Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г. «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», где определены основные цели и направления государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

На основании указанных федеральных нормативных положений в Республике Саха (Якутия) проводится регулярная последовательная работа по развитию правосознания и повышению правовой культуры населения посредством правового просвещения граждан. Сформирована соответствующая нормативно-правовая база, устанавливающая организационно-правовые основы регулирования правового просвещения в республике, как вида деятельности органов государственной власти и институтов гражданского общества, включающая в себя Законы Республики Саха (Якутия): «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)», «О бесплатной юридической помощи в Республике Саха (Якутия)», «О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)», а также Указ Президента Республики Саха (Якутия) «О Дне правовых знаний в Республике Саха (Якутия)». Вместе с тем, необходимо констатировать тот факт, что как и на федеральном уровне правового регулирования, в республике отсутствует отдельный нормативный правовой акт, который бы регламентировал процесс осуществления правового просвещения граждан.

По аналогии федеральных установлений Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2011 г. утверждена «Концепция по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия)». На основе настоящей Концепции в республике проводится системная регулярная работа по повышению правовой культуры населения. Правительством Республики Саха (Якутия) утвержден План реализации мероприятий данной Концепции.

В целях систематизации работы по правовому образованию и просвещению граждан в Республике Саха (Якутия) издано распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2011 г. «О системе правового образования и просвещения в Республике Саха (Якутия)». В целях координации деятельности органов государственной власти и общества в организации работы по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 1 ноября 2010 года создан Координационный совет по вопросам повышения правовой культуры населения Республики Саха (Якутия).

Основные положения Концепции по повышению правовой культуры населения Республики Саха (Якутия) учтены при разработке соответствующих государственных программ Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы, например, «Профилактика правонарушений и преступности в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», «Комплексные меры по реализации государственной антинаркотической политики Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», «Развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы», «Развитие региональных печатных и электронных средств массовой информации на 2012-2016 годы», «Развитие профессионального образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» и др.

Принятие указанных организационно-правовых механизмов позволило выстроить в республике плановую совместную работу органов государственной власти Республики Саха (Якутия), территориальных управлений федеральных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений образования и культуры, общественных организаций в сфере правового просвещения граждан.

Таким образом, сегодня в условиях становления демократического правового государства и формирования свойственного ему гражданского общества особая роль правового просвещения граждан постоянно возрастает. Правовое просвещение, как процесс распространения правовых знаний, является важнейшим фактором общей юридической культуры и образованности населения, является необходимой составной частью профилактики правонарушений и борьбы с преступностью. Полученные в процессе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение гражданина, в его прочную индивидуальную установку строго следовать правовым предписаниям, во внутреннюю потребность и привычку соблюдать закон, проявлять правовую и политическую активность.

Руководитель секретариата

Конституционного суда

Республики Саха (Якутия),

кандидат юридических наук, доцент

Олег Борисович Мироновский