С сентября по декабрь 2015 года в досудебном порядке потребители-должники вернули ПАО «Якутскэнерго» 405 млн рублей.
С января по декабрь прошлого года задолженность за энергоресурсы составила 2139 млн рублей. За этот период потребители погасили 1320 млн рублей долга перед ПАО «Якутскэнерго», в том числе по исковым заявлениям и исполнительным листам – 915 млн рублей.
Вопрос низкой платежной дисциплины среди отдельных категорий потребителей электрической и тепловой энергии, горячего водоснабжения остается по-прежнему актуальным. Энергокомпания ведет постоянный переговорный процесс с недобросовестными плательщиками, направленный на урегулирование задолженности. Как показывает практика, именно на досудебное взыскание приходится половина возврата долгов. Досудебное взыскание долгов по ряду причин наиболее приемлемо обеими сторонами, тем более, что законодательство предоставляет контрагентам возможность решить практически любой конфликт в досудебном порядке.
Как отметила Нюргуяна Куприянова, начальник отдела претензионной деятельности Энергосбыта, в интересах потребителей не доводить ситуацию до исполнительного производства, так как по его результатам сумма, предъявляемая абоненту к оплате, станет выше фактического долга. Претензионный способ урегулирования споров – это проведение дистанционных контактов с тем лицом, которое должно деньги. Все действия специалистов отдела претензионной деятельности направлены на то, чтобы максимально быстро погасить долг. Для того, чтобы этого достигнуть, используются разные средства, в том числе отправка претензионных писем-уведомлений и заключений и соглашений на рассрочку.
Процедура взыскания происходит без вмешательства судебных органов, тем самым избавляя должника от ряда государственных пошлин и штрафов, что наиболее выгодно в его положении.
– Если случилась такая ситуация, что вы оказались в долговой яме, то важна информация, как эту задолженность с вас могут взыскать. Последующее затягивание сроков выплаты грозит неплательщику более сложными последствиями. Энергокомпания всегда информирует потребителей о том, что судебного разбирательства и принудительного взыскания долга можно избежать. В случае отсутствия возможности у должника единовременно и в полном объеме погасить образовавшуюся задолженность, Энергосбыт предоставляет рассрочку с обязательным условием об оплате текущего потребления энергоресурсов. – отмечает Нюргуяна Ивановна. – Каждый потребитель должен понимать, что в случае неоплаты и дальнейшего наращивания долга вопрос о его погашении будет рассматриваться в судебном порядке, с последующим взысканием суммы.
В связи с принятием положений Федерального закона от 03.11.2015 г. №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» изменен порядок начисления пени за просрочку оплаты потребленных энергоресурсов: для управляющих компаний, а также тепло- и водоснабжающих предприятий за неоплату энергоресурсов пени устанавливаются с 1 по 60 день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ; с 61 по 90 день просрочки – в размере 1/170 и с 91 дня просрочки – в размере 1/130 ставки рефинансирования.
В отношении граждан определен следующий порядок. За неоплату коммунальных услуг в первый месяц просрочки пени, предусмотренные жилищным законодательством, отменяются. С 31 по 90 день просрочки начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования, а с 91 дня просрочки – в размере 1/130 ставки рефинансирования. Подобный порядок начисления пени устанавливается и для ТСЖ и ЖСК.
Для остальных категорий потребителей за неоплату энергоресурсов пени устанавливаются в размере 1/130 ставки рефинансирования с 1 дня просрочки.