В Общественной палате РФ рекомендуют пересмотреть план повышения темпов роста экономики

88

Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации Юрий Куприянов принял участие в общественных слушаниях по проекту комплексного плана действий Правительства РФ, направленных на повышение темпов роста российской экономики, на 2017 — 2025 годы.


Слушания состоялись 18 января в Общественной палате РФ, модератором выступил секретарь Общественной палаты Александр Бречалов.

Комплексный план действий, направленных на повышение темпов роста российской экономики, разрабатывается в соответствии с поручением Президента от 5 декабря 2016 года министерством экономического развития РФ. Согласно поручению, план должен включать меры, обеспечивающие достижение не позднее 2019-2020 годов темпов роста российской экономики, превышающих темпы роста мировой экономики. В том числе план должен включать меры по улучшению делового климата, повышению результативности крупных инвестиционных проектов, наращиванию объемов несырьевого экспорта, развитию малого и среднего предпринимательства, повышению государственной поддержки отраслей экономики.

«В ходе слушаний члены Общественной палаты РФ, представители федеральных ведомств и экспертного сообщества детально обсудили проект плана действий Правительства Российской Федерации, разработанный Минэкономразвития. В результате дискуссий министерству рекомендовано пересмотреть подготовленный проект и доработать план действий Правительства по повышению темпов роста экономики», — отметил Юрий Куприянов.

По словам Александра Бречалова, среди проблем, стоящих на пути реализации плана, ключевую роль играют несовершенство системы государственного управления на региональном уровне и низкая эффективность расходования бюджетных средств.

«В России нет проблем с бюджетом, есть проблема с эффективной тратой бюджетных средств. Оценка эффективности должна быть ключевым моментом при бюджетном планировании. Эффективность должна быть поставлена во главу угла любого национального проекта, федеральной целевой программы, любого плана мероприятий Правительства, других органов власти. Она должна быть привязана к конкретным показателям эффективности (KPI), за недостижение которых в обязательном порядке предусматривается ответственность», — отметил Александр Бречалов.

Секретарь ОП РФ добавил, что пока так и не устранены системные барьеры на пути предпринимательской деятельности.

«Почему я считал обязательным, чтобы Палата включилась в эту работу на самом начальном этапе разработки комплексного плана действий, направленных на повышение темпов роста российской экономики? Во-первых, это Поручение Президента, а во-вторых, от этого действительно зависит судьба нашей страны. Успех или неуспех этого плана действий будет определять не только судьбу экономики, но и судьбы страны», — подчеркнул председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин.

В ходе выступления Дискин заметил, что в настоящее время план-график носит ведомственно-бюрократический характер и в нем не предусмотрен этап анализа проблем. При этом, по его словам, решение проблем должно носить межведомственный характер.

В свою очередь, председатель Комиссии ОП РФ по развитию реального сектора экономики Сергей Григорьев призвал Правительство обратить внимание на качество выпускаемых документов.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Валентин Агарков упомянул другие планы и программы, реализуемые Правительством и отдельными министерствами. Так, он напомнил о Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, общественный мониторинг соблюдения которой осуществляется Комиссией.

«Обсуждать планы Правительства, конечно, нужно — лучше это делать на самом начальном этапе, а не знакомиться с большими неконкретными текстами в результате», — добавил Агарков.

Председатель профильной Комиссии высказался о базовых проблемах малого и среднего предпринимательства, решение которых — залог будущих изменений. Это проблема доступа к денежным ресурсам и инфраструктуре и административные барьеры. «Если решение этих проблем не будет найдено, мы потеряем малое и среднее предпринимательство к 2020 году», — подытожил он.

О реформировании и улучшении системы госуправления сказал и член Комиссии ОП РФ по развитию реального сектора экономики Андрей Разбродин. Член Комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков отметил важность встречи в таком формате и оценил значимость поручения разработки плана именно Правительству. Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по вопросам инвестиционного климата Николай Остарков заявил, что не следует говорить об увеличении подоходного налога, пока он является корпоративным.

Заместитель Секретаря Общественной палаты РФ Александр Музыкантский в своем выступлении повторил мнение Секретаря ОП РФ о необходимости анализировать предыдущие планы и их опыт. Он обобщил высказывания о причинах спада в российской экономике и отметил, что Стратегия-2020 не выполняется, но причины этого неясны.

Член Комиссии ОП РФ по развитию реального сектора экономики Евгений Казанцев осветил вопрос упадка водного транспорта. По его словам, на то, чтобы найти деньги на строительство гидроузла на Волге, понадобилось 25 лет. Он заметил, что в ответе замминистра ни одного проекта, включенного в комплексный план, не указано.

Члены ОП РФ обсудили, что план в том числе должен включать меры по улучшению делового климата, повышению результативности крупных инвестиционных проектов, наращиванию объемов несырьевого экспорта, развитию малого и среднего предпринимательства, повышению государственной поддержки отраслей экономики.

В ОП РФ планируется организовать систему независимого мониторинга реализации обсуждаемого поручения, а также наладить взаимодействие с ОНФ по организации и осуществлению данного мониторинга. По результату общественных слушаний сформулированы рекомендации в адрес Минэкономразвития в части переработки существующего варианта плана-графика.

Организаторами мероприятия выступили Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений; по развитию малого и среднего бизнеса; по вопросам инвестиционного климата; по развитию реального сектора экономики.