В Государственном Собрании (Ил Тумэн) состоялись парламентские слушания на тему «О состоянии и мерах по улучшению государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Республике Саха (Якутия)» под председательством народного депутата республики Антонины Григорьевой.
В парламентских слушаниях приняли участие вице-спикеры парламента республики Анатолий Добрянцев, Ольга Балабкина, Виктор Губарев, народные депутаты Якутии Дмитрий Саввин, Василий Местников, Марфа Филиппова, Александр Уаров, Иннокентий Васильев, Петр Аммосов, Иван Шамаев, Дмитрий Семенов, сотрудники департамента по охране объектов культурного наследия, руководители министерств и ведомств республики, муниципальных образований, сотрудники полиции, руководители государственных музеев-заповедников, общественные организации.
«Охрана объектов культурного наследия важная задача государственных органов и общественных организаций. Бережное отношение к памятникам истории культуры – патриотический долг каждого из нас. Наша с вами общая задача – активно способствовать улучшению дел охраны и использования памятников истории и культуры, дальнейшему укреплению законности в этой области и сохранению памятников историко-архитектурной среды республики», – отметила, открывая парламентские слушания, председатель постоянного комитета Ил Тумэна по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Антонина Григорьева.
С основным докладом о состоянии и мерах по улучшению государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Якутии выступила руководитель департамента по охране объектов культурного наследия Айталина Захарова.
Парламентские слушания в Ил Тумэне продолжили или, образно говоря, приняли эстафетную палочку от целой серии мероприятий на крупнейших федеральных площадках, в том числе дискуссионных, где рассматривались вопросы развития культуры, в том числе сферы охраны ОКН, прошедших в ноябре — декабре этого года: 24 ноября состоялось совещание по вопросам культуры и охраны памятников истории и культуры, организованное Аппаратом полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе в г. Хабаровск; 1-3 декабря – V Санкт-Петербургский международный культурный форум; 2 декабря – совместное заседание Советов при президенте РФ по культуре и искусству и по русскому языку в г. Санкт-Петербурге; 9 декабря – парламентские слушания в Государственной Думе, посвященные реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Министерством культуры РФ разработан проект сохранения культурного наследия как одного из двух приоритетных проектов стратегического направления развития культуры и представлен в правительство РФ. Об этом говорил генеральный директор Центра культурных стратегий и проектного управления (Роскультпроект) Минкультуры РФ Олег Иванов во время окружного совещания в Хабаровске. Таким образом, сфера охраны ОКН в настоящее время становится общефедеральным трендом в области культуры.
Департамент республики по охране объектов культурного наследия создан в июле этого года указом главы Якутии во исполнение статьи 10 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также поручения президента РФ Пр-571 по итогам заседания Совета при президенте РФ по культуре и искусству 25 декабря 2015 года, что подтверждает своевременность и необходимость этого института власти. В настоящее время в Дальневосточном федеральном округе только в двух регионах – в Хабаровском крае и Якутии — созданы отдельные органы исполнительной власти, уполномоченные в области охраны ОКН, что было отмечено как положительный фактор на окружном совещании в Хабаровске.
Как отметила Айталина Афанасьевна, по состоянию на 10 декабря 2016 года в Якутии расположены 1723 объекта культурного наследия, из них: 129 – объектов археологического федерального значения, 7 – объектов культурного наследия федерального значения (архитектуры, истории и культуры), 371 – объекты культурного наследия республиканского значения, 174 – объекты культурного наследия местного значения, 21 – выявленные объекты культурного наследия (архитектуры, истории и культуры), 1021 – выявленные объекты культурного наследия. Ежегодно общее количество памятников увеличивается в среднем на 40-60 памятников в результате строительства новых монументальных памятников, открытия новых археологических памятников и выявление объектов, обладающих историко-культурной ценностью.
В настоящее время перед департаментом стоят приоритетные задачи: по регистрации ОКН в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников культуры и истории) народов Российской Федерации, по внесению сведений об их границах территорий в государственный кадастр недвижимости, по установлению информационных надписей и обозначений, по определению собственников памятников, а также по организации и осуществлению государственного надзора за соблюдением законодательства об объектах культурного наследия. Организация и осуществление госнадзора за соблюдением законодательства об объектах культурного наследия станет безусловным приоритетом в работе Департамента. «Сейчас много говорится, и на Петербургском культурном форуме это обсуждалось, о необходимости реорганизации в тех или иных формах государственной системы охраны наследия целиком. Есть поручение президента РФ Пр-571 от 31 марта 2016 года о необходимости совершенствования системы госконтроля за состоянием ОКН», – отметила руководитель департамента. Ведомством подготовлен проект указа главы РС (Я) «Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Республики Саха (Якутия)». Также разработан проект административного регламента «Осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия», который будет утвержден после принятия указа главы о порядке госнадзора. Особенно актуально это направление работы в связи с выявлением фактов утраты объектов культурного наследия: в настоящее время утрачено 38 объектов культурного наследия регионального значения и 22 объекта, обладающие признаками ОКН.
Так, в настоящее время, в соответствии с заявлением департамента, органами следствия МВД и прокуратуры региона проводятся мероприятия по установлению состава преступления по факту утраты объекта культурного наследия регионального значения «Здание магазина, в котором оборонялся Афанасий Васильевич Жирков во время нападения на Амгу белобандитов в 1927 году» в с. Абага Амгинского улуса.
Одной из острейших проблем, отсутствие решения которой может привести к приостановке многих крупных мероприятий по освоению земельных участков, лесного массива на территории республики, в том числе тех, которые имеют стратегическое значение, является невозможность обеспечить по заявкам юридических и физических лиц проведение археологических обследований по определению наличия или отсутствия объектов археологического наследия на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ в полном объеме, ввиду недостаточного количества археологов, получающих открытые листы, а также организаций, осуществляющих археологические полевые работы. В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 22 января 2015 года введены нормы закона об обязательности проведения историко-культурной экспертизы земли на наличие или отсутствие объектов археологического наследия перед проектированием и проведением земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. До этого таких обязательных требований не существовало. При введении данной нормы закона, по данным департамента, не все организации, осуществляющие проведение археологических исследований, могут обеспечить проведение археологических разведок на территории республики.
Вместе с тем, еще один проблемный вопрос – это причинение вреда объектам культурного наследия при проведении ремонта и реставрации лицами, не обладающими лицензиями на осуществление реставрационной деятельности по сохранению объектов в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
«Надо отметить, что это явление повсеместное, можно сказать, распространенное. Исходя из самых благих намерений, направленных на сохранение важного объекта культурного наследия, а не на его повреждение или уничтожение, большинство собственников и пользователей, в том числе государственные, муниципальные учреждения, органы местного самоуправления, самовольно проводят работы по сохранению, реставрации и ремонту памятников истории и культуры, включенных в реестр или выявленных объектов культурного наследия. Тем самым, нарушают законодательство сфере охраны объектов культурного наследия и причиняют вред объекту культурного наследия, его предмету охраны и облику», – указала в своем докладе Захарова.
Согласно из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению памятников (истории и культуры) в Якутии имеют лицензии всего три организации: ООО Строительная компания «Главэнергострой», ОАО «Сахапроект», ООО Дизайн-студия «Уран».
В целях обеспечения сохранности, уникальности, первозданного вида памятников истории и культуры руководитель департамента предложила органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам обеспечивать при организации ремонтно-реставрационных работ объектов культурного наследия участие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Кроме того, предприятиям «Главэнергострой», «Сахапроект», «Уран», а также другим организациям докладчик рекомендовала получить лицензию на деятельность по сохранению объектов культурного наследия по перечню работ, указанных в постановлении правительства РФ от 19.04.2012 N 349 (ред. от 14.08.2014) «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
На рассмотрение парламентариев были представлены наиболее острые проблемы, которые стоят перед вновь созданным органом в сфере охраны ОКН, и решение которых позволило бы совместно провести системную, планомерную, и главное, эффективную работу по сохранению исторического и культурного наследия Якутии, как неотъемлемой части всемирного культурного наследия.
Традиционно участники парламентских слушаний задали вопросы докладчику, обсудили проблемы, обменялись мнениями и приняли рекомендации.