Вопросы проведения комплексного отраслевого анализа результатов деятельности хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей останков мамонтов на территории Якутии, были обсуждены 7 июля на совещании у председателя правительства республики Евгения Чекина.
С информацией о сборе палеонтологических материалов мамонтовой фауны и нормативно-правовом регулировании данной деятельности выступил министр промышленности и геологии Андрей Панов.
Как отметил министр, основные запасы ископаемой мамонтовой кости сосредоточены в арктических районах Якутии, и это сырье востребовано на мировом рынке. Ресурсы бивней мамонта в республике достигают 500 тыс. тонн, что составляют более 80% общероссийских запасов.
«С 1991 по 2002 год промышленный сбор бивня на территории арктических улусов республики не лицензировался и находился в «тени» в связи с прекращением деятельности Национального мамонтового фонда – монопольного предприятия по сбору, переработке мамонтовой кости и запретом на экспорт», — сказал Андрей Панов.
В 2003 году Госкомитет по геологии и недропользованию начал выдавать лицензии на добычу путем сбора с поверхности бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны родовым общинам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам на срок до 1 года. Всего было выдано 23 лицензии 14 недропользователям. Согласно представленным отчетным данным, объем добычи мамонтовой кости составил 14,7 тонн. В бюджет республики поступили средства от налога на добычу полезного ископаемого (НДПИ) в сумме 247 тыс. руб. (6%).
Результатом легализации сбора бивня мамонта стало ежегодное увеличение объемов добычи и налоговых поступлений в бюджет республики НДПИ. Так, в 2007 году было добыто 33,4 тонны бивня, налогов поступило на более 1,1 млн рублей.
В настоящее время сбор палеонтологических материалов мамонтовой фауны регулируется отдельными статьями федерального закона «О недрах» и утвержденным приказом минприроды России Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора палеонтологических геологических коллекционных материалов.
Согласно данному приказу, право на сбор палеонтологических материалов возникает на основании решения, принятого уполномоченным органом исполнительной власти республики, по согласованию с территориальным управлением Роснедра – Якутнедра.
Правительство Якутии вносило в правительство РФ и Госдуму предложения по принятию специального закона по регулирования сбора, оборота ископаемой мамонтовой кости, с учетом специфики природного ресурса, региональных аспектов и исторического опыта регулирования сбора мамонтовой кости на российском Севере и Якутии. Республика предлагала отнести участки недр ископаемой мамонтовой кости к участкам недр местного значения, а ископаемой мамонтовой кости – к общераспространенным полезным ископаемым – биолитам. Однако, понимания и поддержки в этом вопросе добиться не удалось.
В августе 2016 года было утверждено соглашение между Федеральным агентством по недропользованию и правительством РС(Я) о передаче осуществления отдельных полномочий в сфере недропользования, в том числе по выдаче лицензий на сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов в Якутии правительству республики.
В своем выступлении Андрей Панов отметил ряд проблем в сфере сбора и использования ископаемой мамонтовой кости. В частности, при предоставлении лицензии требуется наличие технических, финансовых и кадровых возможностей. Такие требования, по мнению министра, являются излишними, поскольку сбор мамонтовой кости осуществляется общинами в арктических районах республики в местах традиционного природопользования, в основном, с поверхности, при осуществлении иной хозяйственной деятельности.
Министр назвал действующую систему предоставления участков недр излишне бюрократической и длительной по времени. Из-за ограничения количества собираемых образцов один заявитель обращается за лицензиями по 10-20 небольшим участкам, на которых не может быть собран заявленный объем. Таким образом, лицензии оформляются на одни участки, сырье добывается на других участках, соответственно, нарушается законодательство, отчеты искажаются.
«Коммерческий сбор ископаемой мамонтовой кости не облагается налогом, при этом она имеет значительный спрос на мировом рынке, на который ежегодно из республики вывозится десятки тонн высококачественного сырья», — сказал Андрей Панов.
Он также добавил, что с 2016 года лицензии на сбор бивня мамонта выдаются на срок до 5 лет. В 2013 году было выдано 217 лицензий 37 недропользователям, добыто 20,3 тонны, в 2015 году уже 71 недропользователь получил 383 лицензии, добыто 108 тонн, в 2016 году 63 недропользователям выдано 421 лицензия, добыта 81 тонна бивня.
По вопросу о создании Всемирного центра мамонта в Республике Саха (Якутия) информацию представил первый заместитель министра образования и науки Михаил Присяжный.
Он остановился на актуальных проблемах в области научного и коммерческого использования мамонтового бивня и остатков мамонтовой фауны. Приоритетное право выкупа уникальных бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны имеет государство в лице минимущества и Академии наук Якутии. Но значительная часть оборота мамонтовых бивней находится в «тени», что приводит не только к недополучению крупных финансовых ресурсов республиканским бюджетом, но и к утрате уникальных ископаемых объектов мамонтовой фауны, имеющих особую ценность для науки.
«Контрабандный вывоз туш мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, пещерных львов и других представителей мамонтовой фауны, несет большой ущерб для якутской науки. Республика теряет свою монополию на научные исследования уникальных ископаемых объектов и доход от экспонирования их на коммерческих выставках», — сказал Михаил Присяжный.
По его словам, объемы нелегально добытых остатков мамонтовой фауны, по оценкам специалистов, доходят примерно до 50% от общего объема добытого материала в год. Также в последние годы увеличилась добыча мамонтовых бивней с применением мощных мотопомп, разрушающих берега рек и озер. Подобные манипуляции с нетронутой природой могут иметь самые тяжелые последствия для экологической системы.
Кроме того, сказал I замминистра, необходимо законодательно решить вопрос с определением правового статуса ископаемой мамонтовой фауны.
По мнению представителей научного сообщества, решению ряда проблем может способствовать создание Всемирного центра мамонта в Республике Саха (Якутия) и организация его деятельности на основе сложения усилий государственных, научных и коммерческих структур.
Концепция создания Всемирного центра мамонта уже разработана и согласована со всеми заинтересованными исполнительными органами государственной власти республики и находится в Администрации главы и правительства на стадии финального согласования и утверждения.
На Табагинском мысе должен появиться Музейно-выставочный комплекс, а на сопке у села Владимировка – криохранилище. Техзадания на подготовку проектно-сметной документации этих двух объектов разработаны, согласованы и официально внесены в Службу госзаказчика РС(Я) для дальнейшей работы. Средства в инвестиционной программе на 2017 год предусмотрены.
Якутский природоохранный прокурор Петр Александров выступил с информацией о нарушениях природоохранного законодательства в сфере сбора и оборота мамонтовой фауны.
В ближайшее время вопрос проведения комплексного отраслевого анализа результатов деятельности хозяйствующих субъектов, занимающихся добычей останков мамонтов на территории Якутии, планируется рассмотреть на совещании у заместителя полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Владимира Солодова.
Председатель правительства Евгений Чекин поручил первому вице-премьеру Алексею Колодезникову подготовить концепцию (позицию) республики, постановочные вопросы по сбору, обработке и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны, провести анализ и подготовить предложения по вопросам полномочий федеральных, республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.