С 1 апреля 2016 года в России и странах Евразийского экономического союза вводится единая маркировка изделий из натурального меха. Продажу шуб и полушубков, дубленок и головных уборов без опознавательных знаков с радиочастотными RFID-метками (Radio Frequency Identification) запретят.
Минфин совместно с Федеральной налоговой службой и Минпромторгом подготовил проект постановления правительства о реализации пилотного проекта по маркировке изделий из натурального меха контрольными — идентификационными — знаками, пишет «Российская газета». В документе прописывается порядок маркировки, характеристики меток, а также требования к государственной информационной системе маркировки товаров. Ее оператором станет ФНС.
Под тотальный учет и контроль подпадут шубы и другие изделия из норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, зайца, енота, овчины. По экспертным оценкам, на российском рынке объем нелегально ввезенных и произведенных изделий из натурального меха, в том числе небезопасных для здоровья граждан «шуб с неустановленным качеством и без документов», доходит до 80 %. А платежи на таможне составляют лишь 16 %. Все это приводит к значительному ущербу бюджета.
Новая система поможет контролировать движение подлинных меховых изделий на всех этапах — от производства или ввоза в Россию до момента продажи.
Об этом «РГ» расcказал статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. В случае успеха в 2017 году единую систему маркировки могут распространить на одежду, обувь, лекарства, детские товары.
«Для недобросовестных участников мехового рынка внедрение проекта станет фатальным, поскольку бизнес, построенный на «серой» модели, в новых условиях просто нежизнеспособен», — поддерживает ведущий эксперт Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Анна Орлова.
По словам представителя Евразийской экономической комиссии, задача максимум — снизить долю «серых» товаров легкой промышленности в обороте стран ЕАЭС. А относительно небольшая , но дорогая группа изделий из натуральных мехов выбрана первой для » обкатки» проекта еще и потому, что потребитель не заметит изменений на ценниках, поскольку весной на этот товар традиционно устанавливают скидки, да и цена чипирования весьма гуманная. «Внедрение проекта не отразится на розничной цене, польку стоимость чипа (15-22 рубля) в соотношении с ценой изделий ничтожна», — говорит Орлова.
Выпускать чипы будет Гознак. Строгие требования к морозоустойчивым (до -70 градусов) меткам с голограммами и графическими ловушками детально прописаны в документе. Знак маркировки станет одновременно и бланком строгой отчетности. Заказать и приобрести его можно только по заявлениям производителей или импортеров с указанием конкретных видов шуб и их количества, предназначенного для продажи. Это своего рода «меховая» акцизная марка, как ее уже окрестили чип участники рынка. Маркироваться будут как импортные шубы, так произведенные в странах ЕАЭС.
При этом наносить метки иностранные поставщики обязаны до прохождения таможни — на фабриках или на оптовых складах по ту сторону границы. На Федеральную налоговую службу, как оператора государственной информационной системы маркировки товаров контрольными знаками, возлагается основная роль в учете за каждой легальной шубой и шапкой. Как рассказал «РГ» начальник Управления налогообложения ФНС России Дмитрий Григоренко, прототип информационной системы готов и будет запущен 1 марта. В ближайшие дни на сайте ведомства появятся пошаговая инструкция и обучающие видеоролики для меховщиков и потребителей.
Система, как указывается в проекте постановления правительства, будет доступна круглосуточно, без перерывов на обед, выходные и праздничные дни. Время вынужденного простоя допускается не более 24 часов в год. Система свяжет между собой всех участников мехового рынка, налоговиков, таможенников, органы надзора и контроля — МВД и Роспотребнадзор. Отдельная роль отводится общественным контролерам и непосредственно покупателям шуб. Установив специальное приложение на мобильных телефонах, граждане, выбирая шубы, мгновенно смогут войти в систему ФНС, определить «родословную» и все «паспортные» данные приглянувшегося изделия. Наличие или отсутствие маркировки и возможность мгновенно и однозначно идентифицировать поддельные метки создаст условия, когда сбывать «серый» товар станет сложно и невыгодно.
Попадать в информационную систему компании и индивидуальные предприниматели смогут через отдельный сервис на сайте ФНС. Они должны будут в электронном виде представить о себе обязательные сведения — от ИНН и постановки на учет в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей до отсутствия налоговых или таможенных долгов и претензий.
Система будет собирать, хранить, обрабатывать и выдавать данные реестра маркированных товаров. Время отклика на запрос сведений о конкретных меховых товарах — не более 15 секунд. Число одновременных запросов — не менее 100 в секунду. Доступ пользователей неограниченный. «Запас прочности» — до 2 миллионов данных.
При перепродаже меховых товаров, например из Казахстана в Беларусь, участники сделки не обязаны менять метки — им достаточно уведомить систему, что товар продан и может продаваться в белорусской рознице.
Остатки не реализованных до 1 апреля 2016 года шуб также должны быть помечены контрольными (идентификационными) знаками, а сведения о них внесены государственную информационную систему ФНС до 20 апреля 2016 года. Иначе их продажа станет невозможной.
Санкции за нарушения новых правил, вплоть до конфискации, начнут действовать со следующего «мехового» сезона, предположительно с октября 2016 года.
Пока неясно, обязаны ли будут маркировать норковые шубы и песцовые воротники частные скорняки. «Вопрос открытый», — говорит Попова. И до масштабной работы системы его надо закрыть, советуют эксперты. Все больше россиян сегодня шьют шубы из шкурок на заказ по каталогам, минуя магазины. Это обходится им вдвое дешевле и пользуется все большим спросом.