Конференция по экономическому развитию Арктики впервые прошла 18 июня в рамках XX юбилейного Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ 2016). Организатором мероприятия выступил Фонд «Росконгресс».
На конференции были обсуждены вопросы расширения инвестиционных возможностей и модернизации инфраструктуры транспортной системы арктических регионов, а также развития туристического сектора Арктики, обеспечения экологической безопасности региона и меры по сохранению культурного наследия в российской Арктике.
Одной из ключевых тем стало развитие Северного морского пути — важнейшей транспортной магистрали, связывающей огромные пространства арктических территорий России, а также естественного транспортного коридора между Азией и Европой. Его развитие может стать комплексным решением целого ряда экономических, демографических, социальных и политических задач, стоящих перед северными регионами России и страной в целом. При этом существует ряд препятствий объективного характера — от тяжелых погодных условий до отсутствия необходимых технологий и опыта. Обсуждение данного вопроса прошло в рамках панельной сессии «Единая транспортная инфраструктура региона. Северный морской путь — транспортный коридор глобального значения», модератором которой выступил руководитель Аналитического центра при правительстве РФ Константин Носков.
Специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров подчеркнул важность мероприятия и отметил: «Задача диалога между всеми заинтересованными партнерами — вырабатывать такие формы и модели взаимодействия, при которых каждая из сторон найдет свою роль и место в сложной и многогранной структуре международной арктической кооперации».
Главным мероприятием стало пленарное заседание «Международное сотрудничество для реализации экономического потенциала Арктической зоны», на котором участники обсудили возможности расширения бизнес-кооперации арктических государств, а также реализации совместных проектов с бизнес-партнерами из неарктических стран.
На заседании министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской обратил внимание на то, что «с точки зрения международного сотрудничества по воспроизводству и добыче полезных ископаемых, учитывая протяженность, ландшафтное и ресурсное разнообразие российской арктической зоны, искусственные экономические барьеры создают препятствия для взаимовыгодного международного сотрудничества, результаты которого могли бы дать существенный импульс развитию глобальной науки и промышленности».
Международная арктическая повестка в значительной части определяется перспективами развития Арктической зоны РФ, в связи с чем Фонд «Росконгресс» и Ассоциация полярников заключили соглашение о практическом развитии результатов Петербургского международного экономического форума в рамках ежегодной итоговой общественной резолюции, которую выпускает Международный форум «Арктика: настоящее и будущее».
В настоящее время формируется новая стратегия развития российской Арктики, в связи с чем состоялась специальная панельная дискуссия с участием губернаторов приарктических субъектов РФ, в ходе которой замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский заявил, что “Опорная зона” — это в первую очередь проект планирования и обеспечения комплексного развития арктических территорий с целью достижения стратегических интересов Российской Федерации в Арктике с применением всего комплекса действующих инструментов и механизмов господдержки».
Участие в конференции приняли более 300 человек, среди которых были российские и иностранные представители властных структур и делового сообщества.