Идея узнать культуру через национальные блюда принадлежит Молодежной Ассамблее народов Якутии. Участниками первого городского фестиваля стали молодежные советы общественных организаций «Потомки государевых ямщиков», Ассоциаций долган и эвенов, бурятской организации «Наран», якутской «Ураанхай», киргизской «Манас», Союза армян г. Якутска и башкирский культурный центр «Якташ».
«Кухня — это не просто набор блюд, рецептов, кулинарных приемов. Это такая же часть культуры народа как язык, литература, одежда. Блюда разных народов самобытны, формируются под влиянием природных, исторических и социально-экономических условий, культурного обмена с соседями. Поэтому национальная кухня — одна из составляющих истории и материальной культуры народа. Якутия — одна из самых многонациональных республик России. Чтобы сплотить национально-культурные объединения нашего города, мы решили организовать фестиваль кухни. Не зря говорят, что именно чаепитие сближает, сплачивает друзей», — рассказала организатор, член молодежной ассоциации долган Якутии Надежда Андросова.
Киргизская община «Манас» представила на фестивале десять блюд. Это хлеб борсок – кусочки теста в форме небольших ромбиков, приготовленные в казане. Каттама — большие слоеные лепешки. Их жарят на масле либо запекают в духовке. В качестве начинки используют репчатый лук, летом его заменяют свежим зеленым, так лепешки получатся еще ароматнее и сочнее. Также были традиционные среднеазиатские блюда бешбармак и плов. Токоч – несладкая лепешка, подается к супу или чаю. На десерт чак-чак, сухофрукты, изюм, орехи, инжир и национальный напиток, обладающий лечебным действием, помогает при анемии, улучшает кровообращение и пищеварение.
«Многие знают о долме, аналоге голубцов. Но правильнее произносить «толма» – это виноградные листья, начиненные мясом. В идеале листья должны быть свежими, но зимой они заменяются маринованными. Мы принесли также лаваш – тонкий хлеб и шашлык из свинины. Одно из самых интересных блюд кюфта. Выглядят как котлеты или фрикадельки. Процесс приготовления таков: сначала обжаривают в масле лук, добавляют к нему фарш, грецкие орехи, соль, перец и различные специи. Для приготовления наружного слоя кюфты используют битое до однородной массы мясо и булгур. Начинку заворачивают в эту смесь и обязательно кладут одну монетку. Считается, что кому попадется монетка, того ожидает свадьба», — поделился Армен Казарян из молодежной ассоциации Союза армян г. Якутска.
Молодежный совет РОО «Потомки государевых ямщиков» приготовил славянские блюда каравай, варенье, мед, блины, грибы, картофель, рыбу. А также подробно рассказал о блинах и окрошке. Оказывается, блины начали готовить еще в IX веке. Это главное блюдо масленичной недели.
Молодежный совет бурятской организации «Наран» принес аппетитное блюдо хушуур (аналог чебуреков или пирожков с мясом) и буузы. Название означает «мясо, завернутое в тесто». Для приготовления используется самая свежая говядина и свинина. Формой буузы напоминают юрту, они круглые, как и жилище бурятов с очагом, дым из которого выходит из отверстия в крыше.
«Основу традиционной башкирской кухни составляют молочно-мясные блюда. Кипяченое молоко после охлаждения заквашивали и получали катык. Заготовляли впрок на зиму эжекэй или кызыл эремсек — это катык, высушенный на медленном огне в котле до красноватой сладкой массы. Перед употреблением в пищу приправлялся свежим молоком и подавался к чаю. Одним из самых распространенных блюд был корот – кисло-соленый сырок, подают его к похлебкам и чаю, а высушенным он был незаменимым продуктом в дороге, военных походах. В летний зной в качестве прохладительного напитка пили айран – кислое молоко, разведенное водой. Одно из самых лакомых блюд — казы – колбаса из конины. А также боламык – жидкий, заправленный мукой мясной отвар с накрошенным в него коротом. У башкир есть очень популярное выражение «попить чаю». За этим словосочетанием кроется приглашение на чаепитие с пирогами, вареным мясом, колбасой, ватрушками, сметаной, вареньем, медом и всем, чем располагает хозяйка дома. Вполне очевидно, что такой «чай» способен заменить завтрак и обед. И если кто-то в Башкортостане сетует, что с утра пил только один чай, не спешите сочувствовать: вряд ли это человек голодал весь день! Башкиры всегда пьют чай с молоком. Это для нас настолько привычно, что у гостей редко спрашивают, добавлять ли им молоко в чай», — поведала представитель башкирского культурного центра «Якташ» Гульниса Сидорова.
«Мы представляем блюда эвенов, юкагиров и долган. Наши предки занимались рыболовством, оленеводством, собирательством ягод. Мы используем дикоросы – сухие листья земляники, иван-чая и шиповника, из них получается прекрасный чай. А замороженный шиповник не просто вкусная ягода, но и средство для повышения иммунитета, незаменим при простуде, заболеваниях пищевого тракта. Есть брусника и голубика. Украшение стола — оленина с брусничным соусом. Перед дальней дорогой мужчина обязательно ел мясо задней ноги оленя, чтобы набраться сил. А если предстояло пасти оленей сутки напролет, выручало сушеное мясо. Наши предки также употребляли мясо горного барана и кабарги, сушеную, жареную рыбу. Есть у нас и свои приправы, которые обязательно кладут в суп», — рассказали представители Ассоциации коренных малочисленных народов Севера.
Деликатесы якутской кухни принесла молодежь общественной организации «Ураанхай». Это были блюда из вареного мяса, оладьи, кровяная колбаса, жеребятина, говяжий язык, жареные караси, керчэх из сметаны и сливок. «Якутская кухня неповторима вкусовыми качествами изделий из свежемороженых рыбы и мясопродуктов. Якуты издревле употребляли в пищу жеребятину. И сейчас сохранились способы приготовления разнообразных блюд из нее. Конину даже предпочитали говядине, а кумыс считался самым лучшим напитком, придающим силу. Овощей не было, но это восполнялось собирательством съедобных растений. Сушили разные травы, ягоды, и они не раз спасали бедняков от голодной смерти. Грибов тогда не употребляли, их стали использовать в качестве продукта питания намного позже под влиянием русских поселенцев», — поделились ребята.