Он мечтал учиться в МГУ и поэтому окончил школу с золотой медалью, открыл особый вид папоротника, продолжил образование в Англии, был вхож в дома английских лордов, графов и других титулованных людей туманного Альбиона. Исполняющий обязанности ректора Малой академии наук Якутии Василий Павлов считает, что человек сам создает мир, в котором живет. И насколько он интересен, зависит от него самого.
Rare avis
Кажется, он был для своих ровесников той самой rare avis, то есть редкой птицей, о которой так любил говорить его любимый дед, заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР Иван Степанович Игнатьев. Абсолютно обожаемый им старший внук, к которому именитый дед обращался не иначе как Василий Климович, сызмальства отличался любознательностью, пытливым умом и в своем развитии давно обогнал сверстников. Огромная дедова библиотека, насчитывающая сотни томов уникальных собраний сочинений известных писателей, открыла ему удивительный мир знаний и приключений.
«Я с упоением читал старинные дореволюционные тома, среди которых были «Жизнь животных» Альфреда Брема, энциклопедия Эфрона и Брокгауза, сочинения Фрэнсиса Бэкона, Платона и Аристотеля, произведения Ойунского, Кулаковского, книги Бухарина и другие», — вспоминает Василий Павлов.
Дед, прошедший сапером всю войну и потерявший там правую руку, вернулся домой кавалером двух орденов Славы. Внук до сих пор хранит небольшую тетрадку в потертом кожаном переплете, где аккуратным убористым почерком деда записаны его наблюдения о природе, событиях и перипетиях военной жизни.
«Мой дорогой внук Василий Климович»
— Ваши детские воспоминания связаны исключительно с дедушкой?
— В основном да. Так получилось, что до школы я воспитывался у дедушки и бабушки в селе Эльгяй Сунтарского улуса, хотя родители тоже там жили. Моя бабушка Вера Ильинична была удивительным человеком. Искусная портниха, она обшивала практически всю деревню, и наш дом напоминал небольшую швейную мастерскую, где везде были разложены лекала, женские и мужские костюмы, наряды и, конечно же, брюки-клеш, столь популярные в семидесятых годах.
Наш день с дедом начинался довольно рано. Мы с ним вставали в четыре-пять утра, делали зарядку и шли гулять. О, это были незабываемые прогулки! Он был удивительным рассказчиком, настоящим мастером слова. Дедушка часами рассказывал древнегреческие мифы, причем, обладая феноменальной памятью, наизусть декламировал целые отрывки из поэм Гомера «Одиссея», «Илиада» и других произведений. Шестилетний пацан, я чувствовал себя свидетелем или даже героем всех ярких событий, настолько красочно он живописал их.
Дед замечал красоту в обыденных вещах и учил этому и меня. Мы часто по ночам выходили на улицу, чтобы полюбоваться звездным небом
Дедушка очень образованным человеком, организовывал коммуну в своем селе, открыл несколько школ в районе, был учителем, директором и воспитал целую плеяду известных людей, ученых и общественных деятелей. Он учил меня латыни, основам древнегреческого, французского, немецкого языков, но считал самым красивым русский. Декламировал стихи Пушкина, Лермонтова, Анны Ахматовой и других поэтов. Именно по его настоянию моими настольными книгами в ту пору были орфографический словарь Ожегова и Большая советская энциклопедия.
Дедушка занимался спортом, обливался холодной водой и, конечно, всему этому учил и меня. Вместе с ним мы отправлялись на многочасовые конные прогулки, во время которых я узнавал о других удивительных историях.
Он замечал красоту в обыденных вещах и учил этому и меня. Мы часто по ночам выходили на улицу, чтобы полюбоваться звездным небом. Дед рассказывал о строении Вселенной, о разных галактиках, космосе.
Он был биологом, поэтому много знал и о растениях. И да, он всегда обращался ко мне: «Мой дорогой внук Василий Климович».
— Кем вы мечтали стать в детстве?
— Ученым, потому что мне было интересно понять, как устроена жизнь. Я уже в шесть лет знал, что буду учиться только в МГУ им. М.В. Ломоносова. Этого хотел и дед. Когда я поделился с ним мечтой, он сказал: «Ты должен стать отличником. Можешь этого не желать, но быть обязан. Это основное требование к исполнению твоей мечты».
Конечно же, я старался. Был отличником, часами просиживал в нашей сельской библиотеке и вскоре перечитал там все книги. Был старостой в классе, вел политинформацию, это была моя страсть – рассказывать одноклассникам о том, что происходит в мире.
По моей просьбе родители выписывали для меня журналы «Юный натуралист», «Наука и техника», «Квант» и другие, всего около пятнадцати наименований. Половину денег на подписку мне давал дедушка. Кстати, когда я подписался на научно-популярный журнал «В мире науки» ( а это было русское издание Scientific American), получил письмо от самого Сергея Капицы, в то время редактора издания, с поздравлением. Оказалось, я был единственным его подписчиком за Уралом.
Во время каникул приезжал в Якутск и просиживал все дни в городских библиотеках. Там, в прохладе и тиши читательских залов, буквально проглатывал очередные тома интересных изданий. Возле площади Марата находился коллектор старых книг, где хранились запрещенные книги, труды Ленина, Бухарина, Троцкого, я и туда бегал.
Уже в школьные годы всерьез увлекся биологией, поэтому новым объектом моих исследований стал «зеленый уголок» знаменитого Эльгяйского музея. Меня никто не заставлял: сам вел наблюдения за животными, экспериментировал, искал у них блох и лечил от разных болезней, кормил витаминами, измерял температуру, словом, чего только не делал! Сам себе придумывал задания и исписал целые тома дневников наблюдений с рисунками птиц и животных. А в один прекрасный день меня посетила идея выпустить их всех на волю.
— Наверное, попало вам.
— Нет, кстати. Основатель музея Борис Николаевич Андреев был таким же, как и мой дед, исключительным человеком, фанатом и энтузиастом своего дела. Он сказал мне: «Молодец!»
Кроме того, я не забывал заниматься спортом, увлекался вольной борьбой, любил кататься на лыжах.
Неожиданная дружба
Кстати, мне в жизни везет на хороших людей. Одним из таких был профессор Владимир Ларионов, с которым еще в школьные годы случайно познакомился на улице в Москве. Он сам подошел ко мне. А на следующей день нос к носу столкнулись с ним на олимпиаде в МГУ, где я занял призовое место. Владимир Петрович был крайне удивлен. С того момента началась наша дружба. Безмерно благодарен ему за отеческие чувства ко мне, однажды он приобрел билеты на самолет в Москву, когда мне нужно было лететь в очередной раз в летнюю школу. У нас ведь семья была небогатой. Потом, когда я стал студентом, профессор водил меня в театры, в том числе Большой, музеи, выставки. Он, как ребенок, умел радоваться, удивляться, восторгаться, мы с ним могли часами разговаривать, спорить.
Я спал четыре часа в сутки, и меня невероятно угнетало отсутствие времени. Мне хотелось объять необъятное
— Трудно было сельскому мальчишке из глубинки поступить в МГУ?
— Школу я окончил с золотой медалью, поэтому сдал всего один экзамен. Впрочем, я там давно уже был практически своим. Целенаправленно шел к своей мечте и, уже начиная со среднего звена, учился в заочной школе при МГУ, участвовал и даже побеждал в университетских олимпиадах. Часто приезжал и стажировался в летней школе при вузе. Учиться в лучшем вузе страны было чрезвычайно интересно! Уже с 1 курса у меня был научный руководитель, и мои изыскания в науке продолжились уже на более высоком уровне. Без ложной скромности замечу, что стал единственным студентом биологического факультета МГУ, получившим именную премию, открыв и описав папоротники, ранее не обследованные в Московской области. Изучая процессы старения растений, постепенно стал задумываться над тем, почему стареет человек, как время меняет его и почему разрушаются государства и исчезают с лица земли целые империи. Я даже бегал на лекции в Институт марксизма и ленинизма. Это была пора перемен, конец восьмидесятых, и в воздухе витали разные настроения, мы ощущали конец эпохи…
— Как вы все успевали: учиться отлично, читать запоем, заниматься наукой да еще и бегать на лекции в другие учебные заведения?
— Я спал четыре часа в сутки, и меня невероятно угнетало отсутствие времени. Мне хотелось объять необъятное.
Хранитель королевской печати и другие
— Знаю, вы были также одним из первых студентов, продолживших образование за рубежом. Как это случилось?
— Поехать в Англию предложил мой научный руководитель, тогда появилась возможность обучения по обмену. Я учился в магистратуре Шеффилдского университета, затем продолжил образование в Лидском университете, одном из крупнейших учебных заведений Великобритании.
Затем была докторантура, по окончании которой мне присудили ученую степень PhD — доктора философии (doctor of Philosophy). Мои научные изыскания были связаны с биохимией жирных кислот, молекулярной биологией и генетикой. В те же годы побывал в Новой Зеландии, Австралии, где жил и работал некоторое время.
Там я познакомился со множеством интересных людей. Одним из них был бывший в свое время лорд-хранитель Малой королевской печати, лидер Палаты лордов 2-й граф Джеллико, который был буквально влюблен в Россию, рассказывал о встрече со Сталиным в 1941 году и мечтал увидеть Якутию. Также гостил в прекрасных семьях сэра и леди де Монфорт, чьи предки были знаменитыми крестоносцами, был знаком с влиятельной политической семьей Коатсов, потомками одной из первых транснациональной компании, знаменитым писателем Терри Пратчеттом и другими.
— Вам не хотелось остаться там?
— Мне пришлось закончить свои научные изыскания по состоянию здоровья. Но это не единственная причина, почему я вернулся на родину. Нас, якутян, всегда притягивает наша малая родина, здесь мои друзья, родные, как банально бы это ни звучало. Я всегда чувствовал сопричастность к тому, что происходило здесь, в республике.
В занятиях наукой не может быть готовых ответов, а иногда их и вовсе не может быть
— Предложение возглавить Малую академию было неожиданным для вас?
— В общем-то нет, я и раньше подрабатывал в Англии, обучая детей, а по приезде на родину тоже всегда был вовлечен в образовательный процесс. Почему Ленский край назвали форумом? Форум – место встреч одаренных детей, трибуна для разговоров, исследований. Во всем мире люди, получившие хорошее образование, щедро делятся своими знаниями с подрастающим поколением. Поэтому мы в Малой академии тоже хотели бы в качестве преподавателей, тьюторов видеть известных ученых, педагогов. У нас как чаще всего поступают с детьми? Их учат, дают пошаговые инструкции, загоняя в определенные рамки. А это тормозит развитие. В Малой академии мы даем детям самим участвовать в своем образовательном процессе, заниматься тем, что им интересно, помогаем удовлетворить свое любопытство.
В последнее время мы занимаемся не только олимпиадами, хотя это тоже важно. Безусловно, олимпиады – гимнастика для ума. Но хотелось бы дать возможность выйти за пределы параметрального мышления, когда ученики заточены только на решении поставленных задач. В занятиях наукой не может быть готовых ответов, а иногда их и вовсе не может быть. Тем и интересны исследования. Дайте детям возможность самим добыть знания, исследовать новое, только тогда это принесет действительную пользу.
Сейчас в Малой академии наук есть все направления: гуманитарные, физико-математические, естественно-научные и другие. Практически в каждом улусе есть и наши региональные отделения, которые занимаются с увлеченными детьми. О том, что интерес к науке, исследованиям есть у наших подростков, свидетельствует научно-практическая конференция «Шаг в будущее», которая проводится в республике уже 26 лет и участвуют в ней свыше полутора тысяч учащихся.
Конечно, мы ставим и другие цели. Хотелось бы, чтобы в каждой школе были созданы научные клубы.
Почти как космонавт
— Расскажите, пожалуйста, о планах.
— В 2018 году у нас впервые пройдут интеллектуальные международные игры «Юность Азии». В качестве подготовительного этапа в мае в Якутске состоится 18-я Азиатская физическая олимпиада. К слову, она впервые пройдет в России, и Якутия первой примет участников олимпиады такого высокого уровня. Она одна из самых престижных в мире.
Россию представят две команды, в состав которых войдет и якутский школьник. Отбор будет жестким, так как к участникам предъявляются очень высокие требования, поскольку соревнование отличается особой сложностью задач. Еще ни разу якутский школьник не был в составе такой команды, так что для нас это большое событие, и своего представителя отправляем почти как космонавта. Обычно в этой олимпиаде лидируют сильнейшие сборные планеты – команды Сингапура, Китая и Индия. Хотя сборная России тоже всегда в тройке призеров. Так что надеемся на успех наших ребят. Свое участие на сегодня подтвердили команды из 22 стран, а это 182 представителя.
Кроме того, в июне международная интеллектуальная школа на базе Малой академии наук соберет свыше двухсот детей из 25 стран. Планируем создать смешанные сборные. Наша цель – подружить детей. Хотим, чтобы они поняли, что в науке нет национальностей, ее двигают люди-энтузиасты, работающие сообща. Пусть и наши мальчики и девочки не соперничают друг с другом, а создают сообщества, устанавливают дружеские связи, чтобы потом общаться и работать вместе.
Мы продолжаем устанавливать связи с лучшими школами не только своей страны, но и зарубежья. Так, якутские ученики приняли участие в XXVI Всероссийской научно-практическом конкурсе-конференции одаренных детей «Intel-Авангард», где были отмечены призами и специальными премиями. Этот конкурс проводит одна из самых лучших школ страны — Московский химический лицей №1303.
Также якутяне произвели фурор на конкурсе международной организации «МИЛСЕТ-Восток». Сейчас отрабатываем вопросы сотрудничества с лучшими учебными заведениями Сингапура и Гонконга, чтобы в ближайшем будущем наши учащиеся имели возможность стажироваться в них.
Я часто общаюсь с детьми, современная молодежь очень информирована, она много знает. И это вселяет надежду. Ставьте высокие цели и достигайте их, вот что я хотел бы пожелать им.
Детям нужно дать возможность строить жизнь, тогда она будет успешной, а знания, добытые личным трудом, нужными. Только участвуя в своем образовательном процессе, они двигаются вперед к новым горизонтам. Я сам всю жизнь занимаюсь поиском возможностей.