В проекте есть несколько важных положений, которые, по мнению экспертов, позволяют соблюдать нужный правовой баланс, пишет «Российская газета».
Например, одно из частых возражений звучало так: а как должник сможет зарабатывать на жизнь, если он таксист и у него заберут права? Ответ прост: как зарабатывал, так и будет зарабатывать. В законе особо прописано, что должника нельзя ограничить в специальных правах, если они являются источником доходов
Кстати, стоп-сигнал могут получить не только автолюбители. Закон предполагает, что приставы смогут ограничивать должника в праве управления любым транспортным средством. Яхты, самолеты, квадроциклы и т.п. тоже могут оказаться в списке недостижимых вещей для должника. Недостижимых в смысле управления. Придется ему быть хроническим пассажиром, пока не расплатится.
Еще один важный пункт: законом введена минимальная сумма, с которой может применяться взыскание. Это 10 тысяч рублей. Кто должен меньше, тот пока может расслабиться. Впрочем, нет, не может: долги лучше все-таки отдать.
Кстати, по оценкам службы судебных приставов, новое правило может коснуться 64 тысяч нарушителей правил дорожного движения. Это — наиболее злостные лихачи-неплательщики, чья общая сумма штрафов превышает 10 тысяч рублей. То есть людей наказывали уже не раз, но они взяли за привычку проезжать мимо кассы.
Стоит задуматься и алиментщикам. Как сообщил недавно глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков, около 37% алиментщиков имеют водительские права. Ведомство рассчитывает, что с помощью новой меры удастся сократить количество алиментщиков на 50-200 тысяч человек. Не у всех заберут права. Есть вероятность, что многие и так испугаются, и предпочтут расплатиться с ребенком до того, как их попросят спешиться.
При этом заочно водительских прав человека не лишат. Постановления об ограничении водительских прав будут вручаться должнику лично и только после истечения пятидневного срока для добровольного исполнения.
Предусмотрена такая процедура: должнику дается пятидневный срок для добровольного исполнения после возбуждения исполнительного производства. Только на шестой день, если должник не заплатит, судебный пристав вызывает его и уведомляет о том, что должник будет ограничен в праве управления транспортным средством. Гражданин распишется, и с этого момента он считается уведомленным.
Но в законе есть одна уникальная норма, которая защищает должников. В законе прописано такое понятие, как транспортная доступность. Если должник живет там, куда без автомобиля не добраться, то пристав не вправе будет ограничивать его в специальных правах, несмотря на то, что есть интересы взыскателя. Точно так же, если к дому человека ведет одна дорога — речная. Права управлять лодкой у него не заберут.
«Экономические реалии и обычаи финансового и делового оборота у нас таковы, что количество должников не идет на убыль, — сказал «РГ» доктор юридических наук Иван Соловьев. — Одной из проблем последних лет является то, что приставам приходится в буквальном смысле бегать за должниками, что создает порой запредельную нагрузку на сотрудников службы. При этом все сколько-нибудь эффективные меры «принуждения должников к конструктиву» у приставов наперечет и хорошо известны их визави. Поэтому появление новых идей в части ограничения должников в реализации определенных прав позволит сделать так, чтобы не судебный пристав ходил по местам нахождения должников и их имущества, а сами должники вынуждены были бы приходить к ним».
Главный судебный пристав Якутии: Исполнение законов – долг каждого