ГОСТ – гарантия качества моторного топлива

208

Чем дороже товар, тем лучше? Наверное, на этот вопрос потребитель может ответить, что не обязательно. Сейчас рынок предложений растет: все больше появляется товаров хорошего качества по доступным ценам. Это актуально для товаров и услуг ежедневного спроса: еда, одежда, смартфоны, топливо. С начала 2000-х в мире появились десятки теперь уже известных и популярных брендов, которые каждый день на деле доказывают, что хорошее качество за разумную цену — реально. Стоит ли переплачивать за стереотипы? И как выбрать топливо для заправки автомобиля?


Качество определяют эксперты

Есть термин «рыночный эффект плацебо», который появился сравнительно недавно. Также известен термин «эффект плацебо», связанный с силой самовнушения. В результате исследований выяснилось, что более дорогие энергетические напитки лучше действуют на способность сосредотачиваться, чем дешевые, хотя на самом деле имеют одинаковый состав. В ходе этой работы Бернд Вебер из Центра экономики и нейробиологии Боннского Университета (Германия) и Хильке Плассманн из бизнес-школы INSEAD в Фонтенбло (Франция) разбирались с тем, почему некоторые покупатели больше других подвержены влиянию цены и бренда. Как оказалось, потребители при выборе товара не всегда оперируют рациональными доводами и ежедневно им предстоит выбирать из ряда одинаковых по качеству товаров. То есть люди часто переплачивают за бренд.

Есть категория товаров, при покупке которых необходимо руководствоваться не только личными предпочтениями и сложившимися стереотипами, но также важно прислушиваться к мнению специалистов. Например, топливо. Как выбрать производителя (марку), который предложит оптимальное соотношение цены и качества? Эта тема в преддверии весны и активной «разморозки» авто после долгой якутской зимы особенно актуальна. Тем более, что новый сезон автомобилисты начинают в новой ценовой реальности: с 1 февраля отдельные представители топливного рынка Якутии заявили о повышении цен на бензин.

В среде автолюбителей рассуждения о качестве топлива обычно заканчиваются обменом мнений о своих субъективных ощущениях. Между тем, определить качество бензина на глаз, по запаху или по звуку работающего двигателя очень сложно. Это можно сделать только в определенных условиях, имея специальное оборудование.

МАЗС №11, г. Якутск, Покровский тракт 7 км

Как выбрать бензин для заправки

Сегодня на топливном рынке республики Якутская топливно-энергетическая компания продолжает сохранять наиболее привлекательный диапазон цен на топливо. Предприятием, у которого выстроена система собственного производства, хранения, транспортировки топлива, делает все возможное, чтобы удерживать оптимальный уровень цен в своей сети АЗС. При этом, зная, что ЯТЭК – газодобывающая компания, часть потребителей скептически относится к качеству бензина, производимого из стабильного газового конденсата. И с ними готовы спорить эксперты-химики, которые знают, что любой бензин на основе нефти или газового конденсата, который производится в соответствии с требованиями ГОСТа, является качественным.

Товарный бензин, который реализуется на АЗС, – это многокомпонентный продукт, состоящий из базового бензина и добавок (высокооктановых, кислородсодержащих, стабилизирующих), которые в свою очередь доводят топливо до требуемого качества по эксплуатационным и экологическим характеристикам в соответствии с требованием ГОСТа.

Туйаара Тэн, инженер-химик лаборатории химического анализа ОАО ЯТЭК

— Прежде чем по-простому рассказать о товарном бензине, нужно пояснить, что бензин на основе стабильного газового конденсата не делают из природного газа, – рассказывает технолог – химмотолог, кандидат химических наук Станислав Вершинин. — Это природный газ метан «выносит» из пласта сопутствующие ему на уровне залегания более тяжелые углеводороды, которые и составляют газовый конденсат. Газовый конденсат представляет собой смесь различных углеводородов – жидких и даже твердых при температуре +15 С, которые взаимно растворены в жидкой фазе углеводородов. В случае нефтяного бензина базовая составляющая – это прямогонная фракция, октановое число которой находится, как правило, в интервале 40-60 единиц (ОЧИ – октановое число по исследовательскому методу). В случае бензина, выпускаемого на основе газового конденсата, как, например, у ОАО «ЯТЭК», базовая составляющая – это фракция жидких углеводородов, октановое число которой 68 – 72 ОЧИ. При необходимости можно из природного газа или из угля получить жидкое топливо (процесс Фишера – Тропша), но в производственном отношении это высокозатратный способ. Его можно рассматривать как выход из положения в тех странах, где нет нефти, но много угля, например.

Задача доведения топлива до товарного бензина на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) решается по-разному. Это зависит от имеющихся производственных мощностей. На заводах используют риформат (93-100 ОЧИ), изомеризат (88-90 ОЧИ) или продукты алкилирования (91-95 ОЧИ). Добавление этих высокооктановых фракций увеличивает стоимость бензина, а в случае риформата, его количество ограничивается, так как объемная доля бензола в товарных бензинах АИ-80, АИ — 92, АИ — 95 и АИ — 98 экологического класса К 5 должна составлять не более 1%. Поэтому на НПЗ и на предприятиях, добывающих и перерабатывающих стабильный газовый конденсат, для производства товарного бензина используют добавки. Например, общеизвестная высокооктановая добавка МТБЭ-метилтретбутиловый эфир, которую чаще всего используют для доведения топлива по октановому числу до товарных бензинов АИ -80, АИ — 92, АИ — 95 и АИ — 98. Вместе с повышением октанового числа, присутствие МТБЭ в бензинах улучшает приемистость машины — двигатель быстрее набирает обороты, увеличивается полнота сгорания топлива.

Таким образом, любой бензин на основе нефти или стабильного газового конденсата, производимый в жестком соответствии с требованием ГОСТа «Топлива моторные. Бензин неэтилированный», является качественным. И здесь каждый может задать себе вполне резонный вопрос — стоит ли переплачивать в ситуации, когда товар по более доступной цене обладает теми же качественными и эксплуатационными характеристиками. Нужно ли платить не только за товар, но еще и за свои предубеждения, каждый решает сам.