Конституционная инициатива
Главы Республики Саха (Якутия)
Проект
К О Н С Т И Т У Ц И О Н Н Ы Й З А К О Н
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ
(ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Статья 1
Внести в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) следующие изменения и дополнения:
1) в части 4 статьи 22 слово «устанавливает» заменить словом «гарантирует», слова «, включающие национально-региональные компоненты» заменить словами
«с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей,»;
2) в части 2 статьи 47 слова «и “Саха Республиката”» заменить словами «и “Саха Өрөспүүбүлүкэтэ”»;
3) статью 56 дополнить пунктом 14.1 в следующей редакции:
«14.1) согласование назначения на должность прокурора Республики Саха (Якутия);»;
4) в части 3 статьи 68 слова «и “Саха Республикатын Ил Дархана”» заменить словами «и “Саха Өрөспүүбүлүкэтин Ил Дархана”»;
5) статью 72 дополнить пунктом 9.1 в следующей редакции:
«9.1) согласовывает назначение на должность прокурора Республики Саха (Якутия);»;
6) в части 2 статьи 87 слово «семи» заменить словом «пяти»;
7) часть 1 статью 91 изложить в следующей редакции:
«1. Прокурор Республики Саха (Якутия) назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Главой Республики Саха (Якутия) и Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).».
Статья 2
Настоящий Конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Саха (Якутия) Е.А. БОРИСОВ
Приложение
к проекту конституционного закона Республики
Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений
в Конституцию (Основной закон)
Республики Саха (Якутия)»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ
(ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»
Представленный проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (далее – проект конституционного закона Республики Саха (Якутия)) разработан в целях совершенствования отдельных норм Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) с учетом положений федерального законодательства.
1. Пунктом 1 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается внести изменения в целях приведения статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в соответствие Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закона установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации.
Республики Саха (Якутия) в соответствии с частью 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие национально-региональные компоненты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
В этой связи и с учетом предоставленного вышеуказанным Федеральным законом полномочия субъекту Российской Федерации вносятся изменения в часть 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), согласно которым Республика Саха (Якутия) гарантирует государственные образовательные стандарты с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей, поддерживает различные формы образования и самообразования.
2. По пунктам 2 и 4 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 2 статьи 47 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Государственный герб Республики Саха (Якутия) представляет собой круг, в центре которого расположено изображение древнего всадника со знаменем с наскальных рисунков реки Лена, на фоне солнечного диска – щита, помещенного в обрамление с традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразных фигур и надписями «Республика Саха (Якутия)» и «Саха Республиката».
Частью 3 статьи 68 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) определено, что наименование должности высшего должностного лица Республики Саха (Якутия) на государственных языках Республики Саха (Якутия) «Глава Республики Саха (Якутия)» и «Саха Республикатын Ил Дархана» равнозначны.
Государственные языки республик относятся к элементам конституционного статуса этих субъектов Российской Федерации, который определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики (статья 66, часть 1, Конституции Российской Федерации), и вместе с тем обусловлен федеративным устройством Российской Федерации, основанном на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (статья 5, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Государственными языками Республики Саха (Якутия) являются язык саха и русский язык. Статус языка саха определен Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) и Законом Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 г. № 1170-XII «О языках в Республике Саха (Якутия)».
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г.
№ 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в составе Российской Федерации строятся на графической основе кириллицы. В соответствии Правилами орфографии и пунктуации языка саха, утвержденными постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2015 г. № 501, установлено правописание на языке саха полных наименований государств, также и республики – «Саха Өрөспүүбүлүкэтэ».
В этой связи и учитывая норму Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается привести в соответствие наименование субъекта Российской Федерации – Республики Саха (Якутия) и наименование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – Главы Республики Саха (Якутия).
3. По пунктам 3, 5 и 7 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия).
Часть 3 статьи 129 Конституции Российской Федерации определила, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Статьей 15.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров. Согласно части 1 указанной статьи Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Действующий в Республике Саха (Якутия) порядок назначения прокурора Республики Саха (Якутия), установленный Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), предусматривает следующий механизм.
— Глава Республики Саха (Якутия) представляет Государственному Собранию
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) кандидатуру для согласования на должность прокурора Республики Саха (Якутия) (пункт 10 статьи 72 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия));
— прокурор Республики Саха (Якутия) назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (часть 1 статьи 91 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)).
С учетом положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается дополнить полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Главы Республики Саха (Якутия) по согласованию назначения на должность прокурора Республики Саха (Якутия). Во взаимосвязи с вносимыми изменениями предлагается часть 1 статьи 91 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) изложить в новой редакции,
в соответствии с которым Прокурор Республики Саха (Якутия) назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Главой Республики Саха (Якутия) и Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
4. По пункту 6 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия).
Согласно положениям Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) судебную власть в Республике Саха (Якутия) осуществляют Верховный суд Республики Саха (Якутия), Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), улусные (районные), городские федеральные суды, а также Конституционный суд Республики Саха (Якутия) и мировые судьи. Организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия) определяются Конституцией и законами Республики Саха (Якутия).
По положению части 1 статьи 87 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Конституционный суд Республики Саха (Якутия) – высший орган судебной власти по защите конституционного строя Республики Саха (Якутия). Конституционный суд Республики Саха (Якутия) состоит из семи судей (часть 2 статьи 87 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)).
В целях оптимизации состава Конституционного суда Республики Саха (Якутия) проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается внести изменение в часть 2 статью 87 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), предусмотрев, что Конституционный суд Республики Саха (Якутия) состоит из пяти судей.
Принятие Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» потребует внесения изменений в Конституционные законы Республики Саха (Якутия)
от 15 июня 2002 г. 16-З № 363-II «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве», от 11 октября 2006 г. 373-З № 759-III «О Главе Республики Саха (Якутия)» и в Регламент Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), утвержденный постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2008 г. ГС № 17-IV.
Реализация Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» не потребует расходов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Приложение
к проекту конституционного закона Республики
Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений
в Конституцию (Основной закон)
Республики Саха (Якутия)»
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»
Принятие Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» потребует внесения изменений в:
1) Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 г. 16-з
№ 363-II «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве»;
2) Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 г. 373-З № 759-III «О Главе Республики Саха (Якутия)»;
3) Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2004 г. 151-З № 313-III
«Об официальной символике в Республике Саха (Якутия)»;
4) Регламент Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), утвержденный постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) от 17 апреля 2008 г. ГС № 17-IV.
Приложение
к проекту конституционного закона Республики
Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений
в Конституцию (Основной закон)
Республики Саха (Якутия)»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»
Реализация Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)»
не потребует расходов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Заключение
на проект конституционного закона Республики Саха (Якутия)
«О внесении изменений и дополнений в Конституцию
(Основной закон) Республики Саха (Якутия)»
Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия), рассмотрев проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (конституционная инициатива Главы Республики Саха (Якутия)), представляет следующее заключение.
Проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (далее по тексту – проект конституционного закона Республики Саха (Якутия)) направлен на совершенствование отдельных норм Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) с учетом положений федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия).
Проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) состоит из двух статей. Статья 1 проекта закона Республики Саха (Якутия) направлена на уточнение отдельных положений статей 22, 47, 56, 68, 72, 87, 91 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия). Статья 2 определяет вступление в силу Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)».
Проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается внесение изменений и дополнений в следующие нормы Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия):
— согласно действующему положению части 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Республика Саха (Якутия) устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие национально-региональные компоненты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Пунктом 1 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается внести изменения в часть 4 статьи 22 в целях уточнения формулировки в части использования словосочетания «национально-региональный компонент», которая в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» утратила силу. Принимая во внимание, что национально-региональный компонент являлся частью содержания образовательного процесса, который отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов Российской Федерации в качестве субъектов федерации, с учетом предоставленного Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочия субъекту Российской Федерации проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предложено внести изменения в часть 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), согласно которым Республика Саха (Якутия) гарантирует государственные образовательные стандарты с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей, поддерживает различные формы образования и самообразования;
— часть 2 статьи 47 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) закрепила, что Государственный герб Республики Саха (Якутия) представляет собой круг, в центре которого расположено изображение древнего всадника со знаменем с наскальных рисунков реки Лены, на фоне солнечного диска – щита, помещенного в обрамление с традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразных фигур и надписями «Республика Саха (Якутия)» и «Саха Республиката». Частью 3 статьи 68 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) определено, что наименование должности высшего должностного лица Республики Саха (Якутия) на государственных языках Республики Саха (Якутия) «Глава Республики Саха (Якутия)» и «Саха Республикатын Ил Дархана» равнозначны.
В целях закрепления в Основном законе республики наименования Республики Саха (Якутия) и Главы Республики Саха (Якутия) на языке саха, с учетом правил орфографии языка саха, пунктами 2 и 4 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается внести соответствующие изменения в часть 2 статьи 47 и часть 3 статьи 68.
Данные изменения предлагается внести в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», Правил орфографии и пунктуации языка саха, утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2015 года № 501 на основании части 3 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) «О языках в Республике Саха (Якутия)», в свою очередь, принятого в соответствии со статьей 46 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия);
— пункты 3, 5 и 7 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) направлены на реализацию части 3 статьи 129 Конституции Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ) и статьи 15.1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22 декабря 2014 года № 427-ФЗ).
В частности, предлагается статью 56 дополнить новым пунктом 14.1, статью 72 дополнить новым пунктом 9.1 и внести изменения в часть 1 статью 91 в части установления процедуры согласования кандидатуры на должность прокурора Республики Саха (Якутия);
— пунктом 6 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается внести изменение в часть 2 статью 87 в части сокращения количества судей Конституционного суда Республики Саха (Якутия) с 7 судей до 5 судей.
Таким образом, в целях адаптации отдельных норм к существующим современным реалиям и учета изменившегося федерального законодательства проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) направлен на совершенствование отдельных норм Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия) в целях сохранения в составе государственного образовательного стандарта элементов национального и регионального своеобразия культуры как составных частей содержания и процесса образования, в которых отражаются региональные особенности, актуализированные целями адаптации-социализации личности в условиях социокультурной среды республики, а также в целях всестороннего учета высказанных предложений, пункт 1 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагает изложить в следующей редакции:
«1) в части 4 статьи 22 слово «устанавливает» заменить словом «гарантирует», слова «, включающие национально-региональные компоненты» заменить словами «с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия),».
С учетом вышеизложенного Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия) одобряет проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (конституционная инициатива Главы Республики Саха (Якутия)).
Председатель
Конституционной комиссии
Республики Саха (Якутия) Е.А.БОРИСОВ
О проекте конституционного закона Республики Саха (Якутия)
«О внесении изменений и дополнений в Конституцию
(Основной закон) Республики Саха (Якутия)»
Заслушав информацию Председателя Конституционного суда Республики Саха (Якутия), Председателя научно-консультативного Совета Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) А.Н. Ким-Кимэна, заместителя Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), руководителя Рабочей группы по рассмотрению предложений от субъектов права конституционной инициативы О.В. Балабкиной, ответственного секретаря Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия), руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) А.А. Окорокова, Конституционная комиссия Республики Саха (Якутия) р е ш и л а :
- Одобрить проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) (конституционная инициатива Главы Республики Саха (Якутия)) с учетом замечаний и предложений членов Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) по редакции части 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и заключение Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия);
- Внести проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) (конституционная инициатива Главы Республики Саха (Якутия)) и заключение Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) на рассмотрение Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);
- Опубликовать проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (конституционная инициатива Главы Республики Саха (Якутия)), настоящее решение и заключение Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия) в республиканских газетах на государственных языках Республики Саха (Якутия).
- Контроль исполнения указанного решения возложить на ответственного секретаря Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия), руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) А.А. Окорокова.
Председатель
Конституционной комиссии
Республики Саха (Якутия) Е.А. БОРИСОВ
Конституционная инициатива
Главы Республики Саха (Якутия)
Проект
Проект конституционного закона
Республики Саха (Якутия) с учетом заключения
Конституционной комиссии Республики Саха (Якутия)
К О Н С Т И Т У Ц И О Н Н Ы Й З А К О Н
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О внесении изменений и дополнений в Конституцию
(Основной закон) Республики Саха (Якутия)
Статья 1
Внести в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия) следующие изменения и дополнения:
1) в части 4 статьи 22 слово «устанавливает» заменить словом «гарантирует», слова «, включающие национально-региональные компоненты» заменить словами «с учетом национальных, этнокультурных и иных особенностей Республики Саха (Якутия),»;
1) в части 2 статьи 47 слова «и “Саха Республиката”» заменить словами «и “Саха Өрөспүүбүлүкэтэ”»;
1) статью 56 дополнить пунктом 14.1 в следующей редакции:
«14.1) согласование назначения на должность прокурора Республики Саха (Якутия);»;
1) в части 3 статьи 68 слова «и “Саха Республикатын Ил Дархана”» заменить словами «и “Саха Өрөспүүбүлүкэтин Ил Дархана”»;
1) статью 72 дополнить пунктом 9.1 в следующей редакции:
«9.1) согласовывает назначение на должность прокурора Республики Саха (Якутия);»;
1) в части 2 статьи 87 слово «семи» заменить словом «пяти»;
1) часть 1 статью 91 изложить в следующей редакции:
«1. Прокурор Республики Саха (Якутия) назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Главой Республики Саха (Якутия) и Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).».
Статья 2
Настоящий Конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Саха (Якутия) Е.А. БОРИСОВ
Приложение
к проекту конституционного закона Республики
Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений
в Конституцию (Основной закон)
Республики Саха (Якутия)»
Пояснительная записка
к проекту конституционного закона Республики Саха (Якутия)
«О внесении изменений и дополнений в Конституцию
(Основной закон) Республики Саха (Якутия)»
Представленный проект конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» (далее – проект конституционного закона Республики Саха (Якутия)) разработан в целях совершенствования отдельных норм Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) с учетом положений федерального законодательства.
- Действующая редакция части 4 статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) определила, что Республика Саха (Якутия) устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие национально-региональные компоненты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Пунктом 1 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается внести изменения в целях приведения статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в соответствие Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В этой связи предлагается в части 4 статьи Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) установить, что Республика Саха (Якутия) Республика Саха (Якутия) гарантирует государственные образовательные стандарты с учетом этнокультурных и других особенностей Республики Саха (Якутия), поддерживает различные формы образования и самообразования. Данное предложение обусловлено сохранением в составе государственного образовательного стандарта элементов национального и регионального своеобразия культуры как составных частей содержания и процесса образования, в которых отражаются региональные особенности, актуализированные целями адаптации-социализации личности в условиях социокультурной среды республики.
В предлагаемой редакции нормы статьи 22 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) применяются положения пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которым установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации, части 12 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», определяющей, что к экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, части 6 статьи 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», установившей, что в проведении экспертизы учебников в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Также применяется статья 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 г. 1401-З № 359-V «Об образовании в Республике Саха (Якутия)», закрепившая гарантии осуществления языка образования и учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в образовательных программах.
- По пунктам 2 и 4 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 2 статьи 47 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Государственный герб Республики Саха (Якутия) представляет собой круг, в центре которого расположено изображение древнего всадника со знаменем с наскальных рисунков реки Лена, на фоне солнечного диска – щита, помещенного в обрамление с традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразных фигур и надписями «Республика Саха (Якутия)» и «Саха Республиката».
Частью 3 статьи 68 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) определено, что наименование должности высшего должностного лица Республики Саха (Якутия) на государственных языках Республики Саха (Якутия) «Глава Республики Саха (Якутия)» и «Саха Республикатын Ил Дархана» равнозначны.
Государственные языки республик относятся к элементам конституционного статуса этих субъектов Российской Федерации, который определяется Конституцией Российской Федерации и Конституцией республики (статья 66, часть 1, Конституции Российской Федерации), и вместе с тем обусловлен федеративным устройством Российской Федерации, основанном на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (статья 5, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Государственными языками Республики Саха (Якутия) являются язык саха и русский язык. Статус языка саха определен Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) и Законом Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 г. № 1170-XII «О языках в Республике Саха (Якутия)».
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г.
№ 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» в Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в составе Российской Федерации строятся на графической основе кириллицы. В соответствии Правилами орфографии и пунктуации языка саха, утвержденными постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2015 г. № 501, установлено правописание на языке саха полных наименований государств, также и республики – «Саха Өрөспүүбүлүкэтэ».
В этой связи и учитывая норму Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается привести в соответствие наименование субъекта Российской Федерации – Республики Саха (Якутия) и наименование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации – Главы Республики Саха (Якутия).
- По пунктам 3, 5 и 7 статьи 1 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия).
Часть 3 статьи 129 Конституции Российской Федерации определила, что прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Статьей 15.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлен порядок назначения на должность и освобождения от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров. Согласно части 1 указанной статьи Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Действующий в Республике Саха (Якутия) порядок назначения прокурора Республики Саха (Якутия), установленный Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), предусматривает следующий механизм.
— Глава Республики Саха (Якутия) представляет Государственному Собранию
(Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) кандидатуру для согласования на должность прокурора Республики Саха (Якутия) (пункт 10 статьи 72 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия));
— прокурор Республики Саха (Якутия) назначается на должность Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) (часть 1 статьи 91 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)).
С учетом положений, закрепленных в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается дополнить полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Главы Республики Саха (Якутия) по согласованию назначения на должность прокурора Республики Саха (Якутия). Во взаимосвязи с вносимыми изменениями предлагается часть 1 статьи 91 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) изложить в новой редакции, в соответствии с которым Прокурор Республики Саха (Якутия) назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Главой Республики Саха (Якутия) и Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
- По пункту 6 проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия).
Согласно положениям Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) судебную власть в Республике Саха (Якутия) осуществляют Верховный суд Республики Саха (Якутия), Арбитражный суд Республики Саха (Якутия), улусные (районные), городские федеральные суды, а также Конституционный суд Республики Саха (Якутия) и мировые судьи. Организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия) определяются Конституцией и законами Республики Саха (Якутия).
По положению части 1 статьи 87 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) Конституционный суд Республики Саха (Якутия) – высший орган судебной власти по защите конституционного строя Республики Саха (Якутия). Конституционный суд Республики Саха (Якутия) состоит из семи судей (часть 2 статьи 87 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)).
В целях оптимизации состава Конституционного суда Республики Саха (Якутия) проектом конституционного закона Республики Саха (Якутия) предлагается внести изменение в часть 2 статью 87 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), предусмотрев, что Конституционный суд Республики Саха (Якутия) состоит из пяти судей.
Принятие Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» потребует внесения изменений в Конституционные законы Республики Саха (Якутия)
от 15 июня 2002 г. 16-З № 363-II «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве», от 11 октября 2006 г. 373-З № 759-III «О Главе Республики Саха (Якутия)» и в Регламент Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), утвержденный постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2008 г. ГС № 17-IV.
Реализация Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» не потребует расходов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Приложение
к проекту конституционного закона Республики
Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений
в Конституцию (Основной закон)
Республики Саха (Якутия)»
ПЕРЕЧЕНЬ
актов республиканского законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)»
Принятие Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)» потребует внесения изменений в:
1) Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 г. 16-з
№ 363-II «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве»;
2) Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 11 октября 2006 г. 373-З № 759-III «О Главе Республики Саха (Якутия)»;
3) Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2004 г. 151-З № 313-III
«Об официальной символике в Республике Саха (Якутия)»;
4) Регламент Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), утвержденный постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики
Саха (Якутия) от 17 апреля 2008 г. ГС № 17-IV.
Приложение
к проекту конституционного закона Республики
Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений
в Конституцию (Основной закон)
Республики Саха (Якутия)»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)»
Реализация Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Республики Саха (Якутия)»
не потребует расходов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).