За особый вклад в развитие культуры, театрального и эстрадного искусства республики, плодотворную многолетнюю творческую деятельность присвоить почетное звание
«НАРОДНЫЙ АРТИСТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)»
ДАКАЯРОВУ Иннокентию Иннокентьевичу, артисту автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Саха академический театр имени П.А. Ойунского», заслуженному артисту Республики Саха (Якутия), город Якутск;
ХАТЫЛАЕВУ Герману Васильевичу, артисту-вокалисту (солисту), ведущему мастеру сцены автономного учреждения «Государственный театр эстрады Республики Саха (Якутия)», заслуженному артисту Республики Саха (Якутия), город Якутск.
Глава Республики Саха (Якутия) Егор БОРИСОВ
г. Якутск
14 декабря 2016 года
№ 1578
Дакаяров Иннокентий Иннокентьевич, заслуженный артист Республики Саха (Якутия), родился 19 ноября 1967 года в с. Далыр Верхневилюйского района Якутской АССР. В 1991 году окончил Хабаровский государственный институт культуры по специальности «Руководитель самодеятельного театрального коллектива». С 1991 года работает артистом в Саха академическом театре им. П.А. Ойунского.
Иннокентий Дакаяров – разносторонне талантливый актер с широким диапазоном. Молодому выпускнику повезло с первых дней работы. Он попал в талантливый коллектив Саха театра, где руководил гениальный Андрей Борисов. Актера якутская публика впервые заметила в спектакле «Николай Дорогунов – дитя человеческое» П.Ойунского, где он блестяще сыграл эпизодическую роль обманутого сына Вилюйского богача. С этого момента актеру доставались лучшие и главные роли репертуара: Балтараа Сирэй в спектакле “Наара Суох-2”, Күтэр Боронкууйап — “Наара Суох” И. Гоголева, Подколесин — “Женитьба” Н. Гоголя, Тригорин – «Чайка» А. Чехова, Куонаан – «Злой дух» Н. Неустроева, Олень – «Король олень» К. Гоцци.
Знаковым в биографии актера является исполнение роли Уодьумана (Эдмунда) в спектакле “Король Лир” У. Шекспира, удостоенного Государственной премии России. Хитроумного, коварного и жестокого Эдмунда актер наделил очень точными интонациями и движениями. Хитрость на вид мягкого Эдмунда выдавала его походка, коварство затаилось в его голосе, а жестокость проявлялась в начале в его решительных действиях, а в конце и в отчаянии.
Актера Иннокентия Дакаярова зрители любят и в комических ролях. Созданные им комические и трагикомические образы восхитительны. Неповторимость красок, манер делают их отточенными по-мастерски. Образы шутника из народа Мөлчөс в спектакле «Лоокуут и Ньургусун» Т.Сметанина, короля-самодура Дункан в “Макбете” Э. Ионеско, богатыря нижнего мира Уот Уһутаакы в спектакле-олонхо «Туйаарыма Куо» П.Ойунского являются воплощением, с одной стороны, народного характера, а с другой стороны — ярким проявлением таланта и личного обаяния актера. Ярко выраженные отрицательные персонажи как Шрамм – «Свободы жаркий день» С. Омоллоона, пьяницы Сыллай Луха в «Весенней поре» А. Аччыгыйа тоже удаются актеру. Иннокентий Дакаяров умеет наделять их особым шармом и индивидуальными качествами. Чугдаан Бухатыыр – один из лучших образов, созданный актером в первой постановке спектакля-олонхо режиссера Андрея Борисова “Кыыс Дэбилийэ”.
Актеру присущи и роли вождей, руководителей, представителей интеллигенции, где важными характеристиками являются твердость духа, неколебимая воля и внутренняя сосредоточенность: образы Чингисхана в спектакле «По велению Чингисхана» Н. Лугинова, В. Никифоров-Кюлюмнюра – «Я вернусь», «Вознесение первого» В. Васильева-Харысхала, Вершинина — «Три сестры» А. Чехова, Тойон киһи – «Черный стерх» И. Гоголева и др.
В последние годы Иннокентий Дакаяров, имеющий редкостной красоты кылыһах, рекомендовал себя как актер Олонхо. Красивым голосом тойук исполняют Омоҕой баай в спектакле «Эллэй Боотур» Алтан Сарына, вор и бандит Силиип в спектакле «Хаччаанай өтөҕөр» С.Ермолаева, Прометей в «Көрбүөччү» Эсхила.
Во время Евразийских гастролей «Легенды Саха театра» Иннокентий Дакаяров сыграл две ведущие роли в премьерных спектаклях «Хууннар» («Хунские повести») – роль Генерала, «Мамаша Кураж и ее дети» — роль Пастора, режиссера Андрея Борисова, а также роли Глостера в спектакле «Король Лир» и почтальона в спектакле «Тиит».
В настоящее время актер сыграл в Саха театре и Театре Олонхо более 60 ролей.
Иннокентий Дакаяров получил всероссийскую известность, исполнив одну из главных ролей — Джанабек Хана в фильме режиссера Андрея Прошкина «Орда». В настоящее время актер снимается в фильмах российского кинематографа: в сериале «Адаптация» канала ТНТ, в роли Шамана режиссера Федора Стукова, в фильме «Доктор Хаус» канала Россия, в роли Кандидата режиссера Андрея Прошкина.
Актер в разные годы снимался в разных фильмах: «Биһирэм» режиссера Геннадия Багынанова, сериале «Ыаллыылар» режиссера Лидии Васильевой, детективе «Черная маска» режиссера Никиты Аржакова, «Тыын» режиссера Сергея Потапова, «Тайна Чингис Хаана» режиссера Андрея Борисова, этнографической ленте «Якутская свадьба ХIХ века» режиссера Сергея Зверева.
Герман Васильевич Хатылаев, заслуженный артист Республики Саха (Якутия), родился 19 декабря 1961 года в с. Баяга Алексеевского района Якутской АССР.
Начал свою профессиональную деятельность в 1987 году артистом-вокалистом Якутской государственной филармонии. Кроме вокального исполнительства он занялся инструментальной музыкой, выступая в ансамбле гитарной песни «Эрэл», затем увлекся народным песенным фольклором и игрой на варгане. Вместе с Владимиром Татариновым организовали ставший популярным ансамбль «Иэхэй-чуохай». Герман Хатылаев как исполнитель быстро завоевал популярность, не раз становился лауреатом, дипломантом различных конкурсов и фестивалей.
Большой успех выпал и на совместные выступления с женой Клавдией Филипповной. Артисты успешно выступают перед якутскими, российскими зрителями, а также на международных фольклорных фестивалях.
Г.В. Хатылаев является автором и исполнителем множества песен, ставших популярными и даже «народными», таких как «Саас иhэр» («Идет весна»), «Махтанабын» («Благодарю»), «Саха харага» («Якутские глаза»), «Хатан тэмиэрийэ» («Дух огня»). Музыкальное наследие Хатылаева Г.В. хранится в архиве Гарвардского университета г. Бостон (США) и является источником изучения якутского музыкального фольклора для студентов-этномузыкантов. Хатылаев Г.В. выпустил семь компакт-дисков: «Айар кут ситимэ» («Воссоединение творческого начала», 2004 ), «Дьуhулгэн» («Божественный звук», 2005 ), «Алгыстаах айан» («Священный путь», 2006), «Кымыс ырыата» («Песнь кумыса», 2008), «Көмүс иҥэһэ» («Золотое стремя», 2011), «Айыы тыына» («Дыхание божества»,2012). Фирма «Borealia» (Франция) выпустила Компакт- диск на английском языке «ArcticSpirit» («Дух Арктики», 2011), который вызвал большой интерес со стороны ученых, музыковедов, исполнителей со всего мира. Профессиональная импровизация в исполнении четы Хатылаевых постоянно используется в оформлении театральных спектаклей, художественных и документальных фильмов «Сахафильма».
Для обучения детей игре на исконно традиционных музыкальных инструментах народа саха, он создал ряд уникальных коллективов: этногруппу — детский народный ансамбль «Дьесегёй» (Божество Конь), группу барабанщиков «Тэтим» («Ритм»), музыкальный ансамбль «Алаас» («Родные просторы»), группу девочек-барабанщиц «Кыыс Хотун» («Величественная Девушка») и группу «Кылыhах». С 2003 г. Герман Хатылаев сотрудничает со всемирно известной японской школой барабанного искусства «Кодо» на о. Садо, в которой его воспитанники постоянно повышают свое мастерство.
Особое место в многогранном творчестве Г.В. Хатылаева занимает научно-исследовательская работа. Много лет он наравне с концертной деятельностью ведет исследовательскую работу по изучению исконных якутских музыкальных инструментов, самобытной народной музыки, им собран большой объем образцов обрядово-ритуальной песенной культуры народа, по старинным рисункам и книгам восстановлены забытые народные инструменты. На основе этой работы в 2010 г. на канале НВК «Саха» прошел цикл авторских телепередач «Тёрют доргоон» («Традиционная музыка народа Саха»), имевший большой успех у широкой аудитории телезрителей. В 2013 г. Герман Васильевич совместно с доктором медицинских наук Махаровой Н.В. проводил экспериментальную работу о влиянии исконно традиционной музыки на организм людей разных возрастных категорий, по итогам которой на канале НВК «Саха» были выпущены две телепередачи «Об исцеляющем значении исконно традиционной музыки» и издана книга «Төрүт дорҕоон» -«Традиционная музыка народа саха». В хорошо иллюстрированной книге впервые ведется подробный рассказ на трех языках о традиционных якутских музыкальных инструментах. Ценным является электронное приложение по технологии изготовления инструментов и методике обучения игры.
Профессиональная импровизация в исполнении четы Хатылаевых украшают постановки театра эстрады – в лирической электро-поп-фолк драме «Тыыннын ылан тыыммар холбоо» («Дыши моим дыханием», 2015), в музыкальной комедии «Аршин мал алан» (2016). Герман Васильевич блистательно исполнил роль Баай Байная в этно-поп-рок мюзикле «Хотой уонна хомус» (2016). Музыка и песни в исполнении Хатылаева Г.В. постоянно используются в оформлении художественных фильмов: «Аанчык» (реж. Н. Аржаков), «По велению Чингисхана» (реж. А. Борисов), «Кочевое детство» (реж. Кристоф Було, Франция, 2016), в драматических спектаклях «Хара кыталык» («Черный стерх», 2010), «Урун кун сырдыга» («Белое солнце», 2012), «Огого багарбыт» («Захотевший ребенка»), «Тыгын Дархан» (2014) и в документальных фильмах кинокомпании «Сахафильм».