О современных тенденциях развития федерализма на примере Дальнего Востока и Арктики на совещании с участием депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, проведённом 20 июня в Якутске, рассказала заместитель председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Ольга Балабкина.
Оценивая развитие российского федерализма на современном этапе, Ольга Балабкина обратила внимание на то, что российский федерализм пережил несколько стадий развития – от договорного до законодательно закреплённой системы распределения полномочий и компетенций, которые носили в большей степени политический характер.
Она напомнила, что Конституция Республики Саха (Якутия) была принята в 1992 года на основе Декларации о государственном суверенитете Якутии. «Именно такие действия субъектов Российской Федерации предоставили возможность в последующем подписать Федеративный договор», – сказала вице-спикер якутского парламента Якутии и подарила Конституцию республики председателю комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, президенту Общероссийского Конгресса муниципальных образований Виктору Кидяеву, чтобы депутат «не забывал о роли субъектов Федерации в становлении российского федерализма и отметил об этом в резолюции мероприятия».
Рассуждая об асимметрии и симметрии российского федерализма, Ольга Балабкина отметила, что она наблюдалась на стадии формирования и становления, когда происходило конституционное закрепление федерализма. «Действующую систему федерализма в большей степени необходимо оценивать как симметричную. Думаю, что конец асимметрии произошёл тогда, когда были приняты постановления Конституционного суда РФ по оценке конституций субъектов Российской Федерации», – пояснила вице-спикер.
Говоря об асимметричности Федерации, Балабкина обратила внимание на некоторые подзаконные акты, принятые в РФ. Так, существующая методика финансирования учреждений здравоохранения имеет такой критерий, как индекс бюджетных расходов (ИБР), сообщает пресс-службы Ил Тумэна.
«Каждый регион оценивает индекс бюджетных расходов, исходя из собственных возможностей. Так, одни из регионов может иметь индекс бюджетных расходов равный «0,6», другой регион, как, например, Якутия – «4,5». Это те индексы, на которые увеличивается финансирование бюджетных учреждений здравоохранения и которые учитывают особенности субъекта Российской Федерации. Однако сама методика определена таким образом, что регион, который имеет «0,6», получает «1», а регион, у которого ИБР равен «4,5», получает «3». В результате этого происходит приравнивание на уровне подзаконного акта и уравнивание субъектов Российской Федерации. Конечно, это элемент симметричной Федерации», – пояснила Ольга Балабкина.
В этой связи вице-спикер Ил Тумэна предложила вести разговор о том, чтобы элементы асимметричности стали появляться в Федерации. В основе их должны являться экономическое пространственное развитие России в целом. «Сегодня происходит поворот на развитие Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, без особенностей и без определённых экономических рычагов этого сделать невозможно», – подчеркнула Ольга Балабкина.