Первый документ парламент рассмотрел довольно оперативно — менее чем за два месяца. Спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин специально призвал своих коллег как можно скорее достичь консолидированных решений и не увлекаться политизированными межфракционными пикировками. Первый зампредседателя комитета по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин заверил, что депутаты «бережно отнесутся» к схеме «нарезки» и рассмотрят ее максимально быстро, а затем назвал документ «чистой арифметикой без всякой политики».
Согласно вступившей в силу версии, для проведения выборов депутатов Госдумы, избираемых по одномандатным округам, на территории России образуется 225 таких округов. Их границы определятся исходя из численности избирателей. Округа образуются на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации, на общее число одномандатных избирательных округов.
При образовании одномандатных избирательных округов учитываются границы муниципальных образований и населенных пунктов. В каждом субъекте Федерации будет создан как минимум один одномандатный округ, чтобы все регионы получили представительство в Госдуме. Таким образом, в 32 субъектах будет образовано по одному одномандатному округу, в 26 — по 2 округа, в остальных 27 регионах — 3 и более округов. Наибольшее число мажоритарных округов — 15 — будет сформировано в Москве.
Комментируя этот документ, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выразила уверенность, что избрание депутатов по одномандатным округам приведет к увеличению явки граждан на избирательные участки. «Это более демократичная система выборов в Госдуму, и она позволит качественно изменить ее состав, повысить ответственность за выполнение тех наказов, которые давали граждане», — уверена спикер. По ее мнению, движение в сторону смешанной системы выборов — по партийным спискам и одномандатным округам — говорит о том, что российская политическая система направляется дальше в сторону либерализации законодательства и учета мнения населения. При этом Матвиенко обратила внимание на то, что схема «нарезки» округов будет использоваться не только на выборах в Госдуму 2016 года, но и на последующих выборах в течение 10 лет. «Затем схема округов может быть пересмотрена с учетом демографической ситуации в данном регионе», — пояснила глава Совфеда.
Другой закон, вступающий сегодня в силу, касается совмещения Единого дня голосования с федеральными парламентскими выборами. Эти поправки идут вслед за уже принятым решением о переносе с декабря на третье воскресенье сентября выборов в Госдуму в 2016 году. Они не были одобрены во время весенней сессии, так как должны были получить отзывы от региональных заксобраний.
Документ прописывает, что все выборы, совпадающие с выборами Госдумы, в том числе в органы местного самоуправления, будут проходить в третье воскресенье сентября. В остальные годы региональные и местные выборы будут проводиться во второе воскресенье сентября, как и предписано действующим законодательством.
В беседе с «РГ» президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов выразил уверенность, что этот закон важен прежде всего для региональных выборов.
«В последние годы интерес избирателей к ним был не так высок, теперь же, после совмещения федеральной и региональной кампаний, явка на последних может значительно вырасти. Сегодня социологи не могут сказать, в чью пользу склонятся те молчуны, которые не ходят на региональные и муниципальные выборы, и какие предпочтения у них будут доминировать через год, особенно с учетом неопределенности настроений в среде региональных бюджетников. Поэтому вместе с явкой резко вырастет интрига, выходящая за рамки исключительно федерального уровня»,— полагает эксперт.
Виноградов убежден, что для региональной власти такой закон не хорош и не плох, поскольку ее успехи все равно будут разными, однако для всех участников выборов он порождает новые возможности.
«Последствия этого разноречивы, потому что, с одной стороны, региональной власти будет в целом комфортнее вести кампанию при условии ее совпадения с федеральной. С другой — возникнут свои риски, связанные с тем, что оппозиционные партии будут вкладывать все силы в более масштабную пропаганду, чем ту, что они вели раньше», — резюмировал эксперт.