Самобытная Иенгра: Уникальному эвенкийскому селу исполнилось 90 лет

1957

Иенгра – особенное поселение не только Нерюнгринского района, но и всей Якутии – нынче отмечает свое 90-летие. Точной даты юбилея никто не знает, но это и не важно. Главное, что уже много лет существует уникальное село, где в полной мере сохраняются язык, культура и традиции самобытного народа.

От поселка до наслега

Поселение, вначале получившее название Золотинка, было создано как место оседлого проживания эвенкийских родов, кочующих по долинам рек Алдан, Чульман, Иенгра, Сутам, Гонам, Тимптон и Учур. В 20-е годы им выпала честь стать проводниками землепроходцев, прибывших осваивать Южную Якутию. Эвенки сопровождали геологические экспедиции, помогали в изысканиях полезных ископаемых, перевозили на оленях грузы. Их труд во многом способствовал успешному освоению природных кладовых. Не случайно первым почетным гражданином г. Нерюнгри в 1978 году стал эвенк Семен Леханов.

17 февраля 1976 года Указом Президиума Верховного Совета ЯАССР поселок Золотинка с прилегающими территориями был передан в подчинение Нерюнгринскому городскому Совету депутатов трудящихся, и в 1977-м его переименовали в село Иенгра. А 12 октября 2007 года по решению схода жителей села было принято решение создать Иенгринский эвенкийский национальный наслег, чей статус в 2009 году закрепил Ил Тумэн.

Сегодня в Иенгре живут 1066 человек, из них 80% это эвенки, сохранившие самобытный уклад. Они продолжают разводить оленей, добывать пушных зверей, других диких животных. Эти традиционные занятия составляют социально-экономическую основу наслега.

Атмосферный Уктывун

В Иенгру я попал на День оленевода или, по-эвенкийски, Уктывун. Отметить этот праздник собираются не только все сельчане, включая кочующие по округе оленеводческие бригады, но и добрая часть жителей Нерюнгринского района, а также приезжие из самых разных мест. Царящая на празднике атмосфера немного напоминает Ысыах Туймаады, конечно, без столичного размаха. Судя по настроению людей, Уктывун это праздник не только эвенков или иенгринцев, а долгожданное событие для всех жителей района.

Внизу села, на берегу реки располагается целый городок брезентовых палаток. Такие обычно ставят геологи и в таких же во время кочевий живут оленеводы. Из каждой палатки идет дымок жарко топящихся внутри буржуек, а перед ними тянутся ряды со всевозможными съестными продуктами и изделиями мастеров. Повсюду жарят шашлыки из традиционной здесь оленины и из нее же предлагают гостям суп, почему-то называемый «шурпа», возможно от эвенкийского се̄рба (суп).

Уктывун – большой праздник, отмечаемый целую неделю, а открывает его выставка декоративно-прикладного искусства «Узоры Иенгры». Среди праздничных мероприятий – вечер чествования оленеводов, на котором проводится конкурс национальных блюд «Алапчу дэвгэ». В другой день жюри из состава старейшин придирчиво отбирает лучший аркан на конкурсе «Маут», и лучшую деревянную завитушку для розжига огня на конкурсе «Куаптын». А лучшим запевалой эвенкийских песен становится победитель еще одного конкурса – «Икэн». Накануне, собственно, самого главного дня Уктывуна проводятся соревнования самых быстрых всадников на оленях среди детей.

Эвенкийские детишки управлять оленем учатся быстрее, чем ходить

Эвенкийские дети это отдельная история. Когда видишь, как четырех-пятилетний малыш ловко управляет ветвисторогим красавцем, создается впечатление, что ездить на оленях эвенкийские детишки научаются раньше, чем ходить.

В самый главный день праздника, который приходится на выходной, большинство иенгринцев надевают национальные эвенкийские одежды, причудливо расшитые яркими узорами из цветного бисера. Особенно молодые девушки. Эвенки охотно, целыми семьями участвуют в конкурсе национальной одежды «Аяврив эвэды тэткэв», причем на сцену выходят и совсем маленькие детки.

После того как отзвучат поздравительные речи и вручат приуроченные к празднику награды, основная масса людей спешит на реку смотреть гонки оленьих упряжек и верховых наездников. Причем в них отдельно принимают участие и женщины! «Чисто мужские» же виды состязаний это метание маута и… перетягивание снегохода «Буран».

 Гиркӣ Василий

Кто знает, как сложилась бы судьба жителей Иенгры, смогло бы это село стать национальным наслегом, если бы не друг (гиркӣ по-эвенкийски) села, депутат Государственной Думы Василий Шестаков.

Друг села Иенгра, депутат Госдумы Василий Шестаков

Василий Борисович впервые приехал в Иенгру в 2008 году по просьбе председателя Иенгринского сельсовета Андрея Дмитриева. В то время главным вопросом для иенгринцев было утверждение для села статуса национального наслега. Василий Шестаков специально прилетел в Нерюнгринский район, чтобы собственными глазами увидеть, как живут эвенки, побывать в гостях у оленеводов, в школе-интернате. Узнав о его визите, в Иенгру приехали главы эвенкийских родовых общин и сел Амурской области, Алданского и Олекминского районов Якутии. Такого съезда эвенков, говорят, не было уже лет пятьсот. Выслушав приехавших и воочию убедившись, как непросто живется оленеводам, депутат Государственной Думы обещал сделать все возможное для решения их проблем.

Василий Шестаков выполнил свое обещание – в 2009 году Иенгра получила статус национального наслега. Ее опыт стал примером для многих малочисленных коренных народов Севера как образец создания и развития подобных территориально-административных единиц.

Дедушка Савей

1 ноября 2013 года на большей части Якутии резко потеплело и пошел дождь. Так мать-природа прощалась со своим сыном – жителем Иенгры, эвенкийским шаманом по имени Савей.

К «дедушке», как его звали односельчане, приезжали со всех концов России лечиться, получить совет, учить шаманизм. Савей, говорят, и сам ездил в разные страны помогать людям. Иенгринцы рассказывают, что он был очень спокойным, рассудительным и светлым человеком, жил по издревле установленным эвенкийским заповедям.

Шаман Савей считался повелителем «духа огня»

Известно, что Савей (Семен Степанович Васильев) появился на свет в 1936 году в семье потомственных шаманов. Окончил школу в Уркимэ, получил начальное образование. В 1966 году приехал в Золотинку, где работал охотником, оленеводом, рабочим.

Савей не родился шаманом, в советское время все были атеистами. Он всю жизнь прожил в тайге с оленями, верил в духов, и только к старости перестал скрывать, что он шаман. В начале семидесятых годов прошлого века у него началась «шаманская» болезнь, когда человек временами ведет себя неадекватно. Тогда был еще жив его дед Николай Кондаков, сам бывший шаманом, он и обучил внука своему искусству. Первый бубен Савею изготовили в 1975 году, когда ему было уже за сорок. Но за короткое время он сумел достичь самых вершин шаманизма и мог выступать повелителем «духа огня».

В это, конечно, сложно поверить, но иенгринцы говорят, что именно Савей помог Сочи стать столицей Олимпийских игр. Кстати, об этом в 2010 году подробно писала газета «Якутия».

Голосование членов Международного Олимпийского комитета (МОК) состоялось пятого июля 2007 года в Гватемале. За право принять у себя Игры-2014 российский Сочи боролся с южнокорейским Пхенчханом, и шансы последнего оценивались намного выше.

За несколько дней до голосования возле стойбища Савея в нерюнгринской тайге приземлился вертолет. После непродолжительных сборов шаман поднялся на борт Ми-8 и отправился в Иенгру. Там его ожидали гости из Москвы, представители заявочного комитета на право проведения Олимпиады в Сочи. По словам доцента кафедры Всемирной истории и этнологии СВФУ Анатолия Алексеева, высокие гости попросили Савея повлиять на итоги голосования в Гватемале. Шаман ответил буквально следующее: «Вас столько людей прилетело, вертолет заказали, много денег израсходовали, могли бы просто позвонить, я бы все сделал». Тем же вечером он провел обряд камлания, после чего сообщил радостную весть: «Духи сказали, что они удовлетворят вашу просьбу».

А дальше все известно. На решающем голосовании в Гватемале Сочи обошел Пхенчхан на четыре голоса. Так, благодаря эвенкийскому шаману российский город стал столицей XXII зимних Олимпийских игр. В этом, по крайней мере, уверены иенгринцы.

Очевидцы рассказывают, что вовремя его похорон все время кружил черный ворон. А ведь именно эта птица была символом, тотемом шамана. Видимо сам дух Савея прощался тогда с родным селом.