Аллаиховский улус — один из самых северных и отдаленных районов Якутии. В течение восьми месяцев он находится во власти льдов и снега. Летом солнце прогревает землю лишь до 15-18 градусов. Чтобы бесперебойно обеспечивать жителей района теплом, водители бензовозов должны успеть завезти котельное топливо, которого бы хватило до следующего открытия автозимника.
Улус объединяют пять населенных пунктов. Наибольшее количество жителей, общим количеством 2875 человек, проживает в районном центре, в Чокурдахе. В деревнях Чкалов, Нычалах, Русское устье и Оленегорск – население компактное, не более 150 человек в каждом поселении. При этом ни в одном доме Аллаиховского улуса нет печного отопления.
Чтобы круглогодично обеспечивать теплом дома и социальные учреждения, водители нефтевозов должны успеть во время действия автозимников — с января по май — завести котельное топливо, которого бы хватило до следующего сезона ледостава. Их без лести называют героями, ведь водителям приходится преодолевать сотни километров по бездорожью в экстремальных условиях, а для жителей Арктики обеспечение зимним запасом топлива – это практически вопрос жизни и смерти.
Сергей Кучуков без малого четверть века управляет большегрузным транспортом: ездил в дальние рейсы, а последние десять лет доставляет котельное топливо в населенные пункты родного улуса.
«В месяц совершаю в среднем около десяти рейсов. Самый дальний путь лежит до Береляха (Чкалов) – это 400 километров езды по бездорожью. Но я уже свою жизнь без дороги не представляю, а рабочий транспорт стал для меня вторым домом, ведь большую часть зимы проводишь за рулем. Радует, что мы не отстаем от графика, до конца действия автозимника снабдим сельские котельные топливом в нужном объеме. В месяц в среднем выезжаем по 8-10 раз, а сколько за сезон выходит, посчитать уже сложно» — говорит Сергей.
В этом году в Аллаиховском филиале путём голосования выбирали лучшего водителя коммунального хозяйства. Большинство коллег решили отдать свой голос Владимиру Пшеннику, который за рулем 25 лет, из которых 12 лет работает в филиале ГУП «ЖКХ РС (Я)». Владимир не только опытный водитель большегрузного автотранспорта, но и отличный механик, моторист и ходовик. Для него не проблема полностью разобрать и собрать железную махину, а где-то её и усовершенствовать.
По его словам — эта работа только для настоящих мужчин. «Я не люблю жаловаться на свою работу, ведь это вся моя жизнь, но в дороге, порой, приходится несладко», — признается Владимир. «Сложнее всего ездить в январе-феврале, когда стоят трескучие морозы и ни на минуту нельзя заглушать двигатель. Весной же проблемы доставляет снежная буря, сопровождающаяся нулевой видимостью. В такую погоду едешь буквально наощупь, вслепую, ничего не видя кроме белой мглы. Отстать от графика, не выполнить план до закрытия автозимника – всё это может обернуться для жителей сёл катастрофическими последствиями, поэтому каждый рейс жизненно важен».