При монтаже пролёта моста через реку Марха в Якутии необходимо использовать устройства, гасящие динамические нагрузки от ветра, к такому выводу пришел после лабораторных испытаний подрядчик строительства АО «Сибмост». Аэродинамические исследования в Новосибирском Государственном Техническом университете были проведены 20 октября.
АО «Сибмост», в рамках подготовки к ответственному этапу монтажа пролетного строения мостового перехода через реку Марху в Якутии, совместно с кафедрой аэрогидродинамики Новосибирского Государственного Технического Университета (НГТУ), провели исследования способов снижения динамических нагрузок от воздействия ветра на конструкцию пролета.
Прежде, чем строить мост, мостостроители проводят несколько ключевых испытаний его макетов. 20 октября в лабораторном корпусе НГТУ был проведен натурный эксперимент. Специалистами кафедры была создана модель масштабом 1:150: геометрическое подобие с высокой точностью по массе и жёсткости конструкции. «Мы старались обеспечить сотые миллиметра, — пояснили разработчики. — Если делать макет из той же стали, что и мост, то в данных пропорциях будет очень тонко и технологически не достоверно. Поэтому для изготовления модели использовался сплав комбинации стекло- и углеволокна – с правильно подобранным количеством слоёв, обеспечивающим подобие натурного объекта».
В аэродинамической трубе на модель консоли подавались сильные ветровые нагрузки. В ходе эксперимента было доказано, что консоль из состояния покоя переходит в колебание уже при скорости 12 мс в трубе. Чтобы избежать подобного резонанса конструкции и максимально обезопасить ее от ветрового воздействия, требуется установка специальных устройств гашения колебаний. В качестве гасителей, разрушающих регулярные вихреобразования, кафедра предложила установку на пролёт в строго определённом порядке щитов-обтекателей.
С наличием обтекателей даже попытка искусственно вывести модель на резонирование оказалась безуспешной – макет находился в стабильном состоянии при максимальной скорости ветра. Для чистоты эксперимента гасители снимались, и, в ходе этого процесса, макет консоли начинал колебаться.
Таким образом совместный эксперимент специалистов НГТУ и АО «Сибмост» доказал необходимость использования при монтаже пролёта моста через реку Марху устройств, гасящих динамические нагрузки от ветра. Подобные предварительные испытания позволяют снизить риск аварий и ошибок в строительстве мостов и других инженерных сооружений.
АО «Сибмост», как добросовестный подрядчик, неоднократно проводил подобные аэродинамические испытания при сооружении мостовых переходов. Для кафедры аэрогидродинамики Новосибирского Государственного Технического Университета данная продувка была шестой в практике оказания консультационной помощи сибирским мостостроителям: ранее в аэродинамической трубе испытывались макеты моста через Обь на Северном обходе, моста через Обь в Барнауле, кемеровского и томского мостовых переходов, сообщили в пресс-службе «Сибмоста».