«Испытано на себе»: Журналист «Сахамедиа» попытался в пургу прорваться по заснеженному автозимнику

4475

Две недели назад, следуя на подледную рыбалку на батамайские озера, мы с родственником с ветерком преодолели участок зимника по реке Лена от села Тюбятцы Намского района до села Батамай Кобяйского района. Он был не просто идеален – великолепен: широкий, ровный, безопасный, с дорожными знаками и указателями. Позавчера же, направляясь в командировку в поселок Сангар в рамках спецпроекта «Жизнь в районах», я не узнал ледовую автостраду, которой недавно восхищался. Да чего там «не узнал» – зимника на реке просто не существовало. Снегопад, ветер и пурга, продолжавшиеся несколько дней, сделали свое дело, забросав дорогу тоннами снега.


До села Тюбятцы мы доехали без происшествий. Съев по пирожку в придорожном кафе без названия, тронулись дальше в путь уже по руслу Лены. Тут-то и начались проблемы. Довольно «проходимистые» УАЗы с трудом преодолевали снежную целину. В случае, если кто-то наглухо застревал в сугробах, на помощь приходил попутчик по каравану и вызволял. В ход шли буксировочные фалы и лопаты. Буквально метров через сто такая помощь требовалась уже «вызволителю». Вот она, взаимовыручка вдали от цивилизации, где можно рассчитывать только на себя и помощь таких же замасленных водителей!

В итоге за несколько часов черепашьего хода на ураганном ветру нашей колонне из трех УАЗов удалось прорваться вперед не более чем на 10-15 километров. Не доезжая до указателя на поселок Батамай, нам повстречалась колонна из грузовика «Почты России», бензовоза и буксируемого ими внедорожника с полностью оторванной передней облицовкой.

«Дальше вы точно не проедете, мы пробовали», — последовало предупреждение, а когда таксисты засомневались, советчики бодро напутствовали: «Не верите, попробуйте сами!»

Нашему водителю Андрею весьма не хотелось разворачиваться на 180 градусов, он был готов штурмовать снежные брустверы и торосы до самого Сангара. Однако чувство ответственности за пассажиров одержало в нем верх над перспективой понести издержки из-за неудачного рейса, и он развернул свою «буханку» обратно в сторону Тюбятцев.

В том же кафе без названия таксистами было принято решение вернуть пассажиров в Якутск, так как близилась ночь, а надеяться на то, что дорожники вдруг начнут пробивать зимник, или что в сторону Сангар именно сейчас пройдет вездеход, за которым можно пристроиться, — было напрасно. Тем самым водители избежали нештатных ситуаций, связанных с риском для жизни людей.

И, тем не менее, несмотря на плохие погодные условия, в кобяйский райцентр пытались и пытаются прорваться такси с пассажирами. Спрос на услуги перевозчиков не снижается. Кто-то стремится домой после лечения в столице, кто-то после визита к родственникам везет детей-школьников на учебу, кто-то едет в командировку.

По крайней мере, в нашем такси-«буханке» не было праздных любителей острых ощущений, решивших поехать в непогоду ради экстрима за триста с лишним километров. Это я к тому, что-де «МЧС предупреждало». Даже если предупреждали, то куда людям деваться, если в поездке возникла острая необходимость, а альтернативы зимнику для жителей многих отдаленных населенных пунктов Якутии попросту не существует?

В свою очередь, никаких признаков профилактики несчастных случаев в условиях непогоды и бездорожья в виде нарядов ДПС, МЧС и спасателей на всем протяжении пути не наблюдалось. Равно как и не было замечено дорожной техники типа грейдеров и бульдозеров. А ведь и представить жутко, если вдруг такси, полное людей, заглохнет посреди ревущего белого хаоса. Тут уж точно придется жечь покрышки, уповая на Бога, ведь даже подмогу вызвать нет никакой возможности ввиду отсутствия сотовой связи.