Олег Филиппов: Якутские пилоты давно имеют заслуженный авторитет у авиаторов всей страны

765

В третье воскресенье августа в России отмечается День Воздушного флота. Профессия пилота гражданской авиации считается одной из наиболее технически сложных. Командир воздушного судна должен держать под контролем показания измерительных приборов, ориентируясь на них, принимать решения. Летчик не имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит безопасность перелета пассажиров и членов экипажа, целостность груза и самого самолета.


Есть и еще одна важная профессия в авиации – пилот-инструктор. После окончания учебы в авиационном вузе или училище, новоиспеченному пилоту, приходя на работу в авиакомпанию, необходимо получить допуск на выполнение самостоятельных полетов на том или ином типе воздушного судна, которое эксплуатируется в парке авиакомпании. Сначала летчик направляется в определенный учебный центр, где изучается устройство, особенности типа самолета, выполняются полеты на адаптированном тренажере, самом лайнере, сдаются экзамены и выдается сертификат допуска. После окончания такой переподготовки по прибытию в авиакомпанию начинается следующий этап – практический. К стажеру прикрепляется опытный пилот-инструктор, который «натаскивает» его на полеты. По определенным нормативам выполняются перелеты в связке, а затем сдается экзамен инструктору-экзаменатору. Только после прохождения всех этапов и сдачи экзамена стажер получает допуск на самостоятельные полеты.

В авиакомпании «Якутия» 150 пилотов, и из них лишь 8 человек штатно закреплены инструкторами. Все пилоты-инструкторы авиакомпании — опытные работники с большим стажем и налетом за плечами, уникальные профессионалы своего дела, готовые передать своим подопечным все самое лучшее, что было в советской и российской летной школе. Один из них — пилот-инструктор летно-методического отдела с допуском на экзаменатора воздушных судов Bombardier Q300, Q400, ветеран труда авиации Якутии Олег Филиппов.

Как часто бывает в авиации, Олег Филиппов – из авиационной династии. Отец – военный летчик, после большого сокращения военной авиации в конце 50-х прошлого столетия, переквалифицировался на пилота гражданской авиации и приехал из Чувашии в Якутию в числе многих тогда военных пилотов, оставшихся без работы. Из Якутска бывшие военные летчики разлетались для работы по всем концам республики и в последующем многие из них, став именитыми пилотами, прославили школу якутской авиации. Николай Филиппов, как один из ярких пилотов в группе, был оставлен для работы в Якутском объединенном авиаотряде. Позже Николай Филиппов работал на руководящих постах в якутской авиации, более 50 лет летал на воздушных судах Ил-14, Ан-24.

А тогда молодой летчик заприметил красивую девушку Галю из Витима, влюбился в нее и женился в 23 года. В 1960 году у счастливой пары родилась дочь Елена, а в 1963 году – сын Олег. Как и водится, сын пилота много времени проводил с отцом в полетах, который выполнял тогда три-четыре авиарейса в день. С отцом маленький Олег облетел почти всю Якутию и навсегда влюбился в профессию пилота. Окончив 30-ю школу в Якутске, подал документы в Сасовское училище гражданской авиации. Не пройдя по конкурсу, устроился на работу учеником слесаря авиационно-технической базы Якутского объединенного авиаотряда. Через год вновь подал документы и снова не прошел строгий конкурс. Отслужив в армии и проработав год бортоператором в аэропорту Якутска, упрямый Олег Филиппов в третий раз подал документы в Сасовское летное училище. Уже взрослый парень легко обогнал конкурентов и с блеском поступил в заветное училище. К этому времени Олегу Филиппову было 22 года. В 23 Олег покорил сердце фельдшера Сасовского училища Татьяны и после окончания первого курса молодые справили свадьбу. Сегодня в семье Филиппова-младшего — взрослые сын Антон, дочь Екатерина, подрастает ненаглядная внучка Влада.

Бортпроводник-инструктор летно-методического отдела АО «Авиакомпания «Якутия» Олег Филиппов:

Пилоты всю жизнь учатся. После окончания училища я попал в Маганский авиаотряд. Если в училище преподаватели учат в основном общим навыкам, бесконечно и планомерно отрабатывая взлет-посадку, пилотирование, то уже в авиакомпании пилоты-инструкторы учат всему, что умеют сами, рассказывают о внештатных ситуациях, путях выхода из них. В общем, передают багаж своих знаний новичкам. Моим непосредственным инструктором в Магане был Александр Климаков. Считаю, что именно он заложил в меня многое из того, что потом и сейчас пригождается мне в работе. А вообще, я учился у всех. Тогда в Магане было много ярких пилотов, у которых было чему поучиться – Сергей Зарубин, Эдуард Аммосов, Иван Простит, Николай Меньшиков, Анатолий Савостин, Сергей Голубев, Владимир Бурцев и многие другие опытные якутские пилоты. Сейчас, когда сам работаю инструктором, в полной мере ощущаю всю ответственность. Мои сын и дочь не пошли в авиацию, но я считаю, что свой опыт я успеваю передать многим молодым ребятам.

Сегодня хочу поздравить всех своих коллег с профессиональным праздником — Днем Воздушного флота России. Якутские пилоты давно имеют заслуженный авторитет у авиаторов всей страны. Желаю нашему молодому поколению с достоинством продолжить славную 90-летнюю историю якутской авиации! От лица авиакомпании «Якутия» поздравляю с праздником всех, кто работает на авиапредприятиях республики и страны! Желаю всем авиаторам отменного командирского здоровья, счастья и семейного благополучия!