С конца декабря пассажиры городских автобусов смогут пополнять баланс транспортных карт через банкоматы Алмазэргиэнбанка, оснащенные считывателем этих карт, а также использовать для оплаты проезда QR-код, полученный на свой телефон через мобильное приложение «Транспортная карта Якутии». По словам представителя АЭБ Николая Бутакова, внедрение изменений стало возможным после переоснащения общественного транспорта столицы новыми валидаторами, которые позволяют горожанам оплачивать услуги перевозчиков со всех имеющихся на сегодняшний день носителей.
— Насколько сегодня среди жителей Якутска популярна безналичная оплата проезда в автобусах, а также какими способами можно внести плату за пользование услугами общественного транспорта?
— Сейчас каждая вторая поездка оплачивается безналично. В декабре прошлого года была запущена дифференцированная оплата проезда с использованием проездных билетов, который в итоге стал самым популярным средством оплаты: за год совершено более 13,7 миллиона оплат поездок по 287 тысячам проездных.
Сейчас за проезд можно рассчитаться посредством транспортных, социальных и школьных карт.
— Ожидают ли нас в ближайшее время какие-то нововведения в части оплаты проезда в автобусах столицы?
— Как уже, наверное, заметили горожане, в автобусах практически завершена установка новых зеленых валидаторов – устройств, позволяющих нам организовать прием оплаты со всех имеющихся на сегодняшний момент носителей. Это как оплата с уже существующих транспортных карт и проездных билетов, так и новых типов — «виртуальной» карты (оплата через мобильное приложение, установленное на телефон, с использованием QR-кода или NFC-интерфейса), пластиковой карты с онлайн-пополнением, а также оплата банковскими картами с бесконтактным интерфейсом и через кошельки Android Pay, Samsung Pay, Apple Pay.
Дочерняя компания Алмазэргиэнбанка АЭБ «АйТи» разработала мобильное приложение «Транспортная карта Якутии» (бета-версия), которое позволяет посмотреть остатки на привязанных в приложении транспортных картах в рублях, а также количество поездок — для проездного билета, подписаться на получение уведомления о снижении баланса на транспортной карте ниже установленного порога, выполнить онлайн-пополнение баланса транспортной карты с любой банковской карты, а также получить выписку по поездкам на адрес электронной почты. Запись баланса на транспортную карту выполняется в киосках самообслуживания и банкоматах АЭБ при выполнении операции «Пополнение Онлайн».
В настоящий момент завершается работа над новой версией данного мобильного приложения, которая позволит привязывать к нему внедряемые типы транспортных карт: карту с онлайн-пополнением и «виртуальную» карту, для которых можно будет просмотреть баланс, выполнить онлайн-пополнение, получить выписку. Карта с онлайн-пополнением имеет пластиковый носитель и будет приниматься к оплате на валидаторах, как и транспортная карта. «Виртуальная» карта будет создаваться в мобильном приложении и позволит производить оплату с использованием QR-кода, выводимого на экран телефона, или NFC-интерфейса при его наличии на телефоне.
— Когда жителям столицы стоит ожидать этих изменений?
— В данное время мы завершаем тестирование новых типов карт. В промышленную эксплуатацию планируем запустить их до конца декабря этого года. Кроме того, прорабатывается возможность оплаты за проезд банковскими картами Visa и MasterСard c бесконтактным интерфейсом по технологиям PayPass, PayWave. Предполагаемая дата начала приема их к оплате – конец первого квартала 2018 года.
— Разве Алмазэргиэнбанк не потеряет часть доходов, если пассажиры получат возможность пополнять баланс транспортных карт через другие банки?
— Алмазэргиэнбанк ни в прошлом, ни сейчас не зарабатывал на пополнении транспортных карт. Мы строим свой бизнес в данном направлении исключительно на обслуживании расчетов с перевозчиками.
— Чем обусловлены все обозначенные вами нововведения?
— Это веление времени! Новые возможности по оплате проезда мы могли реализовывать только после того, как их стало поддерживать валидационное оборудование, установленное на транспорте. Цена устройств с подобными возможностями достаточно высока. Ранее такие расходы ни мы, ни перевозчики позволить себе не могли. Кроме того, не было ясно, в какие сроки участники смогли бы окупить вложения. Сейчас, когда каждая вторая поездка оплачивается безналично, мы стали осознавать, что окупаемость этих вложений имеет реальные временные рамки.
Также появилось новое наполнение самого популярного девайса – телефона. Существенно возросло количество аппаратов с NFC-интерфейсом, осуществляется поддержка оплаты с использованием кошельков Android- , Samsung- , Apple- Pay.