YaWoman: Логопед Ольга Курамшина: Почаще общайтесь с детьми!

2764

Уже через год младшие сыновья героинь проекта YaWoman Марии и Олеси пойдут в школу. А накануне обязательно, как и все дошколята, посетят логопеда. Между прочим, специалисты бьют тревогу: увеличивается количество детей с отставанием развития речи. Гость редакции – учитель-логопед, директор логопедического кабинета «Логос+» Ольга Юрьевна Курамшина.


— Наша способность говорить закладывается еще в утробе матери. После рождения ребенок проходит несколько ступеней становления речевого аппарата. Нарушения могут возникнуть на любом из этих этапов развития. Поэтому на консультацию к логопеду необходимо подходить с первого года жизни ребенка и ежегодно. Только тогда можно вовремя увидеть и предотвратить серьезные нарушения в речи. Если у ребенка были травмы, осложнённые инфекции, испуг — эти факторы могут повлиять на речь. У одних речь может затормозиться, а у других пропадает совсем.

— Ольга Юрьевна, бытует мнение, что к логопеду, следует обращаться лишь с пяти лет?

— Частично это верно. К пяти годам дети готовы физиологически к коррекции речи. Подготавливается язык, в этом возрасте ребенок уже произносит все звуки. Можно начинать коррекционную работу, если нет неврологических заболеваний или отставаний. Но если были какие-то отклонения в развитии, ни в коем случае нельзя тянуть и ждать пяти лет. Ведь зачастую отставание в речи влечет и отставание интеллектуального развития. Необходимо своевременно отслеживать качество речи ребенка. Общайтесь с ребенком с самого рождения, комментируйте свои  действия: «мама готовит», «мы идем гулять», рассказывайте ему сказки, пойте колыбельную и др.

Как выбирать логопеда?

— В первую очередь, обратите внимание, приятен ли вам, а главное вашему ребенку доктор. Поинтересуйтесь наличием диплома, изучите опыт его работы. Если вы решили пойти к врачу по результатам тестирования, то он обязательно должен вам сказать, сколько времени займет коррекционная работа. Кроме того, он обязан предупредить о последствиях при несоблюдении рекомендаций. По окончании диагностики выдается речевая карта. В нашем кабинете мы выдаем на руки карты, рассчитанные на несколько возрастов. Возрастные диагностические карты позволяют видеть динамику коррекции.

— Какие могут быть последствия, если вовремя не исправить речевые патологии?

— Последствия могут быть плачевными. С каждым годом наши компенсаторные возможности уменьшаются. От 1 до 3-х лет вероятность полного восстановления речи составляет 70%, а к 14-ти годам — 10-15%. Устная речь формирует письменную речь. Ребенок путает звуки, тяжело осваивает чтение, трудно запоминает зрительные образы. Начинаются психологические проблемы. Дети стесняются, растет неуверенность в себе. Практика показывает, что чем раньше начинается работа над исправлением проблем речи, тем лучше. В этом случае родители позволяют избежать появления скрытых неврологических проблем у ребенка.

Кратко о речевом развитии ребенка

2 года

Показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребенок  усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

3 года

Словарный запас: 250-700 слов, ребенок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; употребляет в предложении простые предлоги и союзы: потому что, если, когда. Правильно произносит звуки: с, з.

4 года

В речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5-6 лет

Словарный запас увеличивается до 2500-3000 единиц. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

7 лет

Словарь увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила.
Если отклонения от нормы у вашего малыша достаточно велики, советуем обратиться за консультацией к логопеду.