Верхневилюйск в письменных источниках впервые упоминается в связи с приходом русских казаков на берега Вилюя в начале XVII века. Мангазейские казаки во главе с Воином Шаховым поставили Верхневилюйское зимовье на левом берегу Вилюя, в месте впадения реки Тюкэн. В 60-х годах XVII века там имелись церковь, комиссарство, казначейство и 7 жилых домов. Подробности — в очередном выпуске проекта «Жизнь в районах».
Символика улуса
Дата принятия: 02.03.2005 года
Номер в Геральдическом регистре РФ: 1831
Геральдическое описание гласит: «В лазоревом поле стрела в столб, поверх которой – две взаимообращенных и примыкающих друг к другу лошадиных головы, каждая из которых увенчана бычьим рогом, и, ниже них, венок из пшеничных колосьев. Во главе семь дугообразно расположенных якутских алмазов (фигуры в виде поставленных на угол квадратов, каждый из которых расторгнут на шесть частей: накрест и наподобие двух сходящихся по сторонам стропил). Все фигуры золотые».
В центре герба — художественно-стилизованное изображение якутского национального лировидного узора «Көҕүөр ойуу» (растительный узор). Он представляет орнамент в виде коровы, двуглавого коня и стрелы.
Корова, лошадь, колосья пшеницы символизируют сельскохозяйственную направленность экономики улуса. Две головы лошади означают равноправие двух ветвей власти: представительной и исполнительной. Стрела — это устремленность властей идти к одной цели. Гривы коней – сеяние злаковых культур. Внутренний орнамент растения – подрастающее светлое будущее улуса.
Алмазы в аналогичной стилизации с государственным гербом обозначают административно-территориальную принадлежность муниципального образования к Республике Саха (Якутия).
XVII век — начало XX века
В 1770 году управляющий Верхневилюйским зимовьем Иван Аргунов пишет ходатайство в Якутскую воеводскую канцелярию о переносе зимовья на 45 км ниже — на правый берег Вилюя, в местность Ёлённёх (это на 30 км ниже нынешнего расположения с. Верхневилюйск). 29 ноября 1770 года вышел приказ о переносе. На новом месте поселению дали название Оленск. А в 1783 году зимовье стало центром Оленского уезда и получило статус города. В 1771 году на территории зимовья было девять волостей: Ботулинская, три Бордонских, три Жарханских, Нерюктяйский и Чочунский. После 1771 года произошло деление на три административные единицы (улусы): Верхневилюйский, Средневилюйский и Сунтарский. В 1808 году в Верхневилюйском улусе было 14 волостей, в 1817 — 13: два Жарханских, два Бордонских, два Едюгейских, Чочунский, Нам, Оргет, Ботулу, Мэйик, Ёдей, Хангалас.
Верхневилюйский улус в 1824 году разделили ещё на две административные единицы: на собственно Верхневилюйский улус (осталось 5 волостей) и Мархинский (нынешняя территория Нюрбинского улуса. К 1835 году в улусе насчитывается уже 10 волостей: Мэйик, Нам, Ботулу, 2 Едюгейских, 2 Хоринских, Чочу, Орге́т, Халбакы. С 1790 по 1800 годы одновременно использовались названия волость и наслег, с 1840 года в архивных документах упоминается только «наслег».
Судя по отчёту 1856 года, в Верхневилюйском улусе жило 9386 якутов (инородцев) и 22 русских. Занимались животноводством: 6302 головы крупного рогатого скота, 4173 лошади, луга занимали площадь 18 800 десятин. Было развито рыболовство как на реке, так и на озёрах.
В апреле 1867 года улусным центром стало с. Куорамыкы (ныне Верхневилюйск). В начале XX века в улусе было 24 наслега: I Чочу, II Чочу, Харбала́х, Кэнтик, Халбакы, Дюллюкю, Оросу, Туобуйа, Мэйи́к, I Едюгей, II Едюгей, III Едюгей, Нам, I Хоро, II Хоро, I Кю́лэт, II Кю́лэт, Югюлэ́т, I Ботулу, II Ботулу, Оногосчут, Чу́кар, Сургулук.
Гражданская война 1918 — 1924 годов
Памятник Исидору Барахову, 2014 год, г. ЯкутскВ 1918 году на территории Верхневилюйского улуса под руководством Степана Аржакова, Исидора Барахова установилась советская власть. Но ее органы просуществовали недолго, и в августе 1918 года в виду угрозы расправы Аржаков с соратниками уехали в Бодайбо. До декабря 1919 года улусом управляли ставленники Колчаковского правительства. Затем снова власть перешла к большевикам во главе со Степаном Аржаковым. Белые отряды под предводительством штабс-капитана Семена Канина, Конона Никифорова, Федора Говорова, Петра Павлова, Еремея Попова вели борьбу против красных отрядов на всей территории бассейна Вилюя. Но больших кровопролитных сражений не было. Во многом в этом заслуга последнего главы Верхневилюйского улуса того периода Потапова Егора (Георгия) Ефимовича, имевшего большой авторитет и удержавшего народ от активного содействия белому движению. Окончательная победа советской власти в улусе установилась после приезда из Якутска 14 июля на пароходе «Диктатор» красного отряда Ивана Строда.
Фольклор духовно обогащает, образование закладывает фундамент
Олонхосут, философ Кирилл Никифоров-ЛөкөчөөнВерхневилюйский улус имеет богатую историю, является носителем прекрасных традиций. Испокон веков в этом благодатном уголке земли Олонхо живут крепкие духом, сильные и уверенные в себе люди. Эта земля возрастила много самобытных талантов. Именно здесь на протяжении долгих веков бережно сохранялись и сохраняются по сей день национальная культура, историческая память предков, обычаи и традиции народа саха.
Отметим, что собраны образцы устного и песенного фольклора в исполнении народных певцов Верхневилюйского улуса. Запись была произведена в середине июля 2003 года в Верхневилюйске. Автором проекта является ведущий библиограф отдела искусств и культурного наследия народов Якутии Н.И. Егорова. Ей большую поддержку оказал тогда директор Дома Олонхо Верхневилюйского улуса М.Т. Мойтохонов.
Улус поистине богат на талантливых людей. Всегда можно услышать в самобытном исполнении тойук, якутские народные песни, наигрыши на хомусе, олонхо в исполнении народных певцов Кирилла Никоновича Никифорова, Корякина Николая Павловича — Уран Ньукулай, Афанасьевой Лидии Степановны, Семеновой Валентины Владимировны и других.
Народный учитель СССР Михаил АлексеевТакже район является одним из основных «поставщиков» интеллектуальной элиты республики. Отметим, что основной кузницей кадров является республиканская гимназия имени народного учителя СССР М. А. Алексеева, основоположника физико-математического движения в Якутии.
Выпускники школы сейчас работают не только по всей Якутии и России, но и во многих странах Европы и Америки.
Спортивная арена-2016
Известная якутская бегунья Сардаана ТрофимоваСардана Трофимова из с. Тамалакан готовится к Олимпиаде, которая пройдет в Токио в 2020 году.
Борец Ньургун Александров из с. Харбалах занял 1 место на турнире памяти Дмитрия Коркина, I месть — в Бурятии на турнире Вячеслава Ноговицына, II место — на международном турнире на призы заслуженного тренера СССР Шевалье Нусуева, выполнил норму мастера международного класса по вольной борьбе.
Мастер спорта по вольной борьбе Тимур Николаев из с. Далыр занял 1 место на международном турнире в Индии, 2 место — на состязании на призы президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Борец Николай Григорьев занял третье место на международном турнире среди ветеранов.
Гиревики Дмитрий Михалев из с. Далыр и Михаил Саввинов из Верхневилюйска успешно выступили на мировом Кубке. Михаил Саввинов стал абсолютным чемпионом среди молодежи.
Команда района по хапсагаю заняла второе место — на чемпионате, первое — на Кубке. Спортсмены Увар Тимофеев, Егор Иванов, Валерий Иванов, Ким Евгений улучшили свои результаты.
Северное многоборье нынче становится все популярнее. Развитию этого вида спорта большую поддержку оказала Раиса Григорьева. Ее воспитанники Павел Егоров и Наталья Харабынова — в числе лучших спортсменов Якутии. В прошлом году на Зимних играх команда района выиграла Кубок в Нерюнгри. Также верхневилюйцы во главе с капитаном — двукратной чемпионкой России Ларисой Михалевой — завоевали первое место на республиканском чемпионате.
В 2016 году в улусе проведены чемпионаты республики по гиревому спорту, мас-рестлингу на призы Александра Кузнецова и по хапсагаю — имени Василия Степанова-Буучугурас.
Мастерами спорта по хапсагаю стали Стас Степанов, Сахамин Степанов, Айхал Крылатов. Вольники ветераны Михаил Бочетов, Яков Егоров, Сергей Игнатьев признаны мастерами ассоциации «Сахаада».
В будущем – познавательный туризм
В Верхневилюйском улусе имеются культурно-исторические объекты, представляющие интерес с точки зрения организации и развития познавательного туризма.
В сфере древнего металловедения интересен Музей кузнечного дела «Чап уустара» в с. Кентик, экспонирующий коллекции древнего кузнечного дела якутского народа, традиции которого насчитывают не менее 1 тыс. лет. Данный исторический материал не имеет аналогов не только в регионе, но и в России. Управление культуры МО «Верхневилюйский улус (район)» организует постоянно действующий центр изучения кузнечного дела с изготовлением по древней технологии луков и стрел, ножей и предметов домашнего обихода.
Музей этнопедагогики в с. Оросу располагает богатейшим материалом в сфере образования.
В сфере истории и культуры познавательны экспозиции музеев-библиотек народных писателей Якутии: Петра Николаевича Тобурокова в с. Намцы, Семена Титовича Руфова в с. Тамалакан, Николая Гавриловича Золотарева в с. Харбалах.
Фольклорно-этнографический центр «Ситим» располагает фонотекой якутской национальной музыки (более 2500 единиц хранения).
Река ВилюйДля изысканий в области здравоохранения интерес представляет Музей-Центр этномедицины «Дом Арчы» Кирилла Никифорова. Планируется организовать подобные музеи под открытым небом в с. Ботулу – на р. Тюкэн и на р. Тюнг, где лечили великие шаманы. Такие учреждения возрождают и используют древние рецепты траволечения и другие исконные методы терапии якутского народа.