Деньги следуют за ребенком, или О свободе выбора

4050

О внедрении сертификата дополнительного образования в Якутии заговорили еще в прошлом году. Конечно, первопроходцем внедрения новой программы стала столица республики. В этом году в эксперимент включились уже 27 районов.


С 18 по 20 декабря в Якутске проходит II Межрегиональная научно-практическая конференция «Инновации в дополнительном образовании: опыт и перспективы». В первый день мероприятия состоялись публичные отчеты муниципалитетов, участвующих в проекте. Новшество не везде внедряется легко и гладко, есть и проблемы.

«Завершается год, мы должны подвести итоги и понять, достигли ли желаемых результатов и что нужно будет доработать. Цель публичных отчетов – отметить проблемные зоны», — считает старший научный сотрудник Федерального института развития образования (ФИРО) Семен Славин.

По мнению эксперта проекта, система персонифицированного финансирования обеспечивает свободу выбора кружков и секций, прозрачность расходования бюджетных средств, повышение квалификации педагогов и развитие конкурентоспособной среды между учреждениями. Кроме того, дети могут посещать государственные и частные образовательные учреждения дополнительного образования независимо от материального положения семьи за счет федерального бюджета.

Таким образом, к работе в проекте можно привлечь и волонтеров, если им есть что дать детям.

«Они могут взять на себя ответственность за образование детей, вложить в свое дело душу и делать это не бесплатно, а за счет сертификатов. Каждая организация должна задуматься над тем, что если дети не выберут ее, то денег не получат. Конкуренцию на местах нужно создавать», — пояснил эксперт.

Многие представители улусов отметили, что в районе нет конкуренции между образовательными учреждениями, поскольку таковых нет в негосударственном секторе. Получается, у детей, в общем-то, нет выбора, и многие посещают единственный центр дополнительного образования, который находится в улусе.

«Да, новая система финансирования позволяет понять, какие объединения дополнительного образования более востребованы, какие услуги нуждаются в коррекции. Многие образовательные программы невозможно организовать на те деньги, что гарантирует сертификат. Считаю, нужно увеличить сумму субсидий исходя из анализа конкретных условий того или иного муниципалитета. Нужен разный подход к организации работы в сельской местности или в условиях города», — считает начальник управления образования Верхневилюйского улуса Спиридон Борбуев.

«Апробацию системы мы начали с ноября 2016 года. Конечно, в первый год были сложности, но уже в этом году мы учли нюансы и почти в два раза увеличили количество сертификатов. В этом году их уже реализовано 5297», — сообщил заместитель начальника управления образования Якутска Егор Охлопков.

По его словам, более семнадцати тысяч детей посещают столичные учреждения дополнительного образования, стало больше кружков технической направленности. Сегодня в реестре системы персонифицированного финансирования — девять организаций, в том числе три негосударственных, которые работают по 199 программам.

Начальник управления образования Жатая Евгений Турнаев рассказал, что в поселке проживает не так много детей, и 10% которых должны охватить – это всего 160 мальчишек и девчонок от 5 до 18 лет. Они занимаются в центре внешкольной работы «Росток», где реализуется девять образовательных программ.

«Благодаря проекту мы получили возможность улучшить материальную базу учреждения. Нет проблем с передвижением детей в те или иные кружки, поскольку у нас и нет конкуренции. Есть единственный досуговый центр, где и занимаются ребятишки», — уточнил он.

Напомним, в рамках Национальной программы действий в интересах детей на 2012 –2017 годы в регионах проводится эксперимент по внедрению персонифицированного финансирования дополнительного образования, когда деньги на посещение кружков выделяются не организации, а ребенку по именному сертификату.

Якутия в числе других девяти субъектов России стала «пилотным» регионом по разработке новой модели.