Вопросы совершенствования российского федерализма обсудили на межрегиональном совещании в Якутске

957

Существующая система взаимоотношений между федеральным центром и субъектами требует совершенствования. Это касается прежде всего межбюджетных отношений, реализации передаваемых полномочий, социально-экономического развития регионов. Тема стала главной на межрегиональном совещании 20 июня в Якутске.


«Статус сегодняшнего совещания не предполагает принятия какого-либо официального документа обобщающего характера. Якутия выступает участником обмена мнениями по отдельным аспектам таких значимых, обширных и многоплановых явлений, как федерализм и федеративные отношения. Прозвучавшие сегодня мнения, надеюсь, будут учитываться для организации и проведения дальнейших дискуссий в более расширенном формате», — сказал на открытии спикер Госсобрания (Ил Тумэн) Александр Жирков.

Он озвучил позицию парламента Якутии по некоторым вопросам. Нет оснований для того, чтобы усомниться в реальности федеративного государственного устройства, полагает Жирков. Провозглашение необходимости перехода от асимметричной федерации к симметричной было бы не совсем логично. По его мнению, подобный переход в принципе не может быть магистральной линией совершенствования российского федерализма.

Другой тезис представлен как необходимость обеспечения и развития интегрированного федерализма, который связывается с объединением территорий субъектов Федерации в макрорегионы на базе федеральных округов и расширением возможностей стратегического планирования.

«Важно помнить, что исторически российский федерализм утверждался не только как политико-правовой, но и социально-экономический и даже как национально-культурный. Таким образом, представление об интегрированном федерализме как воплощении экономического подхода к пространству не совсем соответствует традициям. Российский федерализм являлся и продолжает быть комплексным и многофункциональным, а не нацеленным на администрирование. Следовательно, базовое значение конституционно-правового статуса субъекта не может быть игнорировано», — подчеркнул спикер парламента Якутии.

Мы живем в федеративном государстве, где регионы заметно отличаются друг от друга. А значит, решения для каждого субъекта должны быть индивидуальными, сказал председатель думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев.

«Федеративный характер взаимоотношений между РФ и её субъектами продиктован объективными условиями. Российское государство исторически создавалось на основе национально-территориального принципа. Необходимо подчеркнуть, что законотворческий процесс федерального и регионального уровней должны не просто соответствовать, но и дополнять друг друга с учетом специфики каждого региона», — сказал и.о первого вице-премьера — руководитель администрации главы и правительства Якутии Юрий Куприянов.

Он обратил внимание на индивидуальные условия каждого субъекта, которые необходимо учитывать при разработке и принятии федеральных законов, особенно в  части полномочий национальных республик в области языка, культуры, традиций. В связи с этим Куприянов отметил, что в ходе реформирования системы здравоохранения в Якутии могут быть сокращены медицинские учреждения в труднодоступных и малонаселенных пунктах. Также существуют проблемы связанные с нежеланием федерального центра принимать во внимание районные коэффициенты к заработной плате («северные надбавки») при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов. Кроме того, идет постепенное сокращение разного рода льгот проживающим в районах Крайнего Севера и на Дальнем Востоке, что так или иначе способствует оттоку населения. Еще более ответственно следует подойти к разработке законодательной базы, регулирующей освоение Арктической зоны, считает Куприянов. В первую очередь, речь идет об экологической составляющей, социальной ответственности недропользователей.

Проблемы федеративных отношений, в том числе связанные с разграничением полномочий органов власти всех уровней и с обеспечением финансовых ресурсов для их исполнения, практические всегда корреспондируются с проблемами в сфере государственной региональной политики и ведут к необходимости ее корректировки считает глава комитета Совета Федерации Дмитрий Азаров.

Согласно официальным данным, объемы валового регионального продукта (ВРП) на душу населения по регионам страны отличались более чем в 45 раз. Различия в размере заработной платы работников одной профессии и квалификации составляет до 4 и более раз. При этом большое различие отмечается в пределах одного федерального округа, сообщил он.

«Вы по собственному опыту знаете о состоянии дел в регионах, реальных дисбалансах уровня их развития. Часть регионов считается устойчиво депрессивными. Следствием этого являются негативные процессы в социальной, демографической, культурной и других сферах жизни. Одной из основных причин увеличения дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов является сохраняющееся на протяжении многих лет значительное несоответствие расходных обязательств большинства субъектов и муниципалитетов, связанных с реализацией собственных и переданных им полномочий к объемам имеющегося у них финансового обеспечения», — добавил Азаров.

В частности, по его словам, регионам передано порядка 630 полномочий. Из них только 107 возложены с соблюдением порядка. Свыше 500 полномочий установлены различными федеральными законами без определения четкого статуса, неясно собственные они или делегированные, а также как они должны финансироваться.

«На реализацию этих 523 полномочий не предоставляются субвенции из федерального бюджета. Они финансируются по факту за счет средств субъектов», — подчеркнул Азаров.

Первоочередными задачами государственной региональной политики, по мнению сенатора, должны стать определение оптимального состава полномочий, исполнение которых возложено на регионы и органы местного самоуправления. Кроме того, необходимо увеличивать бюджетную самостоятельность субъектов и муниципалитетов, их экономические возможности.

В ходе заседания выступили представители Минюста и Минэкономразвития РФ, МГУ им. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХ и ГС), а также Ставропольского, Хабаровского краев, Хакасии, Камчатки, Челябинской области.