Слово главному врачу Верхнеколымской районной больницы

190

Думаем, не стоит много говорить о том, насколько важно исправное функционирование всей жизнеобеспечивающей инфраструктуры именно на Крайнем Севере, с его огромными расстояниями, отсутствием дорог, непредсказуемой погодой. Верхнеколымчане так часто оказываются в ситуации изоляции от всего мира, что люди определенных профессий, например, медики, становятся буквально незаменимыми. О том, как обстоят дела в районной медицине на данный момент, мы поговорили с Марианной Дьячковой, главврачом Верхнеколымской ЦРБ.


— Марианна Васильевна, первый вопрос, как всегда, о кадрах. Появились ли у нас новые специалисты?

— На сегодня укомплектованность врачами в районе составляет 89%. Думаю, для нас, как для северного района, это очень хороший показатель. Для сравнения, в Нерюнгри этот показатель равен всего 60%.

Наконец-то у нас в районной больнице трудятся узкие специалисты: офтальмолог и отоларинголог. Недавно появился постоянный гинеколог, доктор переехала из Среднеколымска. Сейчас занимаемся поисками второго хирурга. Работает новый фельдшер в отделении скорой помощи: состав этой службы теперь полностью укомплектовали.

В Арылахской участковой больнице и Угольнинском офисе врача общей практики по программе «Земский доктор» на 5 лет приехали работать врачи и это очень отрадно. Хочу сказать, что мы их нашли сами: мы уже несколько лет работаем на трех российских сайтах по поиску кадров, и это дает результаты. Наконец-то укомплектован Утаинский ФАП – там трудится фельдшер по программе «Земский фельдшер» и жители Утаи после долгого перерыва, имеют возможность получать квалифицированную первую доврачебную помощь.

— Если уж мы заговорили о селах, то хочу спросить о следующем. В прошлом интервью нашей газете (от 17 июня 2016 г.) Вы упоминали, что здания лечебных учреждений в Усун-Кюеле и Нелемном будут отремонтированы.

— В Арылахской участковой больнице ремонт уже закончен: там был утеплен фасад, заменена крыша, а в Нелемном произведен капитальный ремонт внутренних помещений: утеплили полы, заменили межкомнатные двери и окна.

— Вернемся к вопросам, важным для всех верхнеколымчан. Как сейчас обстоят дела с бактериологическими анализами в связи с закрытием лаборатории ФГУЗ?

— Это актуальная проблема для нас. На сегодня нет помещения для организации данной лаборатории. Ведется работа с Минздравом по реконструкции здания хозблока противотуберкулезного диспансера под бактериологическую лабораторию. Если средства на это будут выделены, то выполнять весь спектр бактериологических исследований будет персонал Верхнеколымской ЦРБ. Но на 2-й километр никто ездить не будет. Анализы сможем брать здесь, в больнице или поликлинике, а доставлять в лабораторию будем сами. Сейчас, к сожалению, эти исследования не проводятся, т.к. отправлять биоматериал в Якутск бесполезно: бактериологический анализ должен проводиться сразу же после забора материала.

— Недавно я была на приеме в больнице. Обратила внимание, что у врачей заметно прибавилось бумажной работы. При этом, насколько я понимаю, время приема одного пациента ограниченно парой десятков минут.

— В последние годы у врачей действительно стало очень много бумажной работы. Врач должен внести запись в амбулаторную карту пациента, тут же он должен заполнить статистический талон, тут же должен в специальной компьютерной программе, она называется Трансмед медицинская информационная система, найти больного, открыть его медкарту в электронном виде, внести запись. После этого надо осмотреть пациента, поставить диагноз, еще лечение внести в эту программу. И все это доктор должен сделать за те 15 минут, которые даны на осмотр больного. Я думаю, что за 2 часа в день, выделенные на прием, трудно все это сделать. Поэтому врачи остаются после работы и доделывают всю бумажную работу. Терапевты и вовсе по субботам приходят, все дописывают.

— Сейчас в больничном листе диагноз не прописывается как раньше – словом, ставится численный код. И если доктор не объяснит, какой он поставил диагноз, то пациент так и останется в неведении, от чего его лечили. Должен ли больной быть информирован о процедуре лечения?

— Врач обязательно должен озвучивать пациенту диагноз, рекомендуемое лечение. Мало того, он должен рассказать о кратности приема лекарства, объяснить какое лекарство он больному назначает, какой эффект он хочет получить от назначения данного препарата. Поэтому, когда врачи не рассказывают это, больной во время приема должен настоять, что бы ему все по порядку объяснили. Далее, если этого не происходит, то пациент в сложившейся ситуации может обратиться за разъяснением к заведующей поликлиникой.

Мы об этом говорим еженедельно на пятиминутках. Но существуют и другие случаи, когда мы видим психоэмоциональное состояние больного при подозрении на более серьезные заболевания, тогда конечно, нужен особый подход.

— Будет ли восстановлен корпус поликлиники, где ранее располагались детское и гинекологическое отделения?

— Финансирование на инструментальное исследование данного здания (возможен ремонт или невозможен) Минздрав республики перенес на 2017 год. Хотя весь этот год мы пытались добиться денег, администрация нам в этом вопросе помогала. Но, видимо, повлиял кризис в стране. Мы очень ждем решения, от этого зависит дальнейшая наша работа по поиску помещений. Потому что помещения все равно нам будут нужны. На сегодня у нас стоматология в приспособленном помещении находиться в нарушение санитарных правил и норм. Ну и соответственно, детское отделение стеснено, лаборатория находится в инфекционном отделении, женская консультация располагается в гинекологическом отделении. Все это не правильно.

— Через пару месяцев ожидается очередной подъем заболеваемостью ОРВИ. Вакцинация уже состоялась?

Вспышки у нас обычно происходят в январе, феврале. По плану вакцинации, мы должны были делать прививки в сентябре-октябре. Но наши погодные условия не позволили нам получить вакцину во время. Поэтому вакцина в этом году пришла очень дробно. Сначала для взрослых, вакцинировать взрослое население мы уже заканчиваем. Сегодня мы ждем дополнительно 700 доз для детей. С каникул дети выйдут, сразу начнем их вакцинацию. Предварительную работу мы уже провели, информированы все и согласия все взяли.

— Если детей вы прививаете всех, то среди взрослого населения – только контактные группы. А если люди не охваченные захотят получит прививку, как они это могут сделать?

— По желанию такие люди могут прийти на прием к своему участковому терапевту, поставить перед ним задачу и вакцина для них найдется.

— Как сработали в ЧС?

— Во время «снежного плена» мы работали очень слажено с представителями пожарной службы. Когда сугробы огромные были, невозможно было проехать, карета скорой помощи застревала очень часто и наши водители и фельдшеры вызывали МЧСников. Оказывается, такая погода для нас большая проблема. Но вообще на период ЧС и ледостава, например, мы уже третий год заключаем договоры с желающими владельцами снегоходов, которые нас обслуживают. Если вызов поступает в Затон, то фельдшер скорой помощи приезжает на снегоходе. Так, уже 2-й год работает Виктор Яковлев, и мы очень довольны сотрудничеством с ним. Но в этом году пришлось повторно отправлять фельдшера в затонскую часть поселка, потому что лед еще не прочный. С квартирой нам помогают речники. Этот вопрос отлажен.

— Теперь вопрос о книгоиздательской деятельности. Книга о здравоохранении района должна стать второй в серии изданий «Достойно памяти». Как скоро мы сможем ее прочитать?

— Книгу о здравоохранении пишет автор книги «Речники Великой Колымы» А. Павлов. У него в планах закончить работу до 1 января 2017 года. По мере требования мы ему отправляем необходимые материалы, тем более что большая часть: фото, информация уже давно собраны.

— Разговор будет не полным, если не спросить о проблемах.

— Одна из самых наших больших проблем, это оборудование. В связи с кризисом наши заявки пока остались безрезультатными. Ну и о еще одной проблеме мы уже говорили, это дополнительные площади.

— Спасибо за интервью.